Универсальный воздухораспределительный клапан на прицепе МАЗ-8926

  Главная       Учебники - Транспорт      Автопоезда (Булычев Д. В., Грифф М. И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

Универсальный воздухораспределительный клапан на прицепе МАЗ-8926

 

 

На прицепе МАЗ-8926 установлен универсальный воздухораспределительный клапан, позволяющий оборудовать прицепы как двухпроводным, так и однопроводным приводом.

В воздухораспределительном клапане (рис. 31) тормозов прицепа корпус 13 герметично закрыт верхней 2 и нижней 16 крышками, соединяемыми шпильками 3, один конец которых ввернут во фланцы нижней крышки и законтрен гайкой 4 у верхней крышки. Герметичность достигается манжетами 1 и 8, а также уплотнителями 7.

Детали воздухораспределительного клапана соединены таким образом, что образуют четыре полости А, Б, В к Г, которые сообщаются: А — с соединительной магистралью автомобиля-тягача при однопроводной схеме или с питающей магистралью при двухпроводной схеме привода тормозов прицепа; Б — с воздушными баллонами 14 прицепа через две бобышки в корпусе; В — с тормозными камерами 15 прицепа через три бобышки в нижней крышке; Г — с управляющей магистралью при двухпроводной схеме через одну бобышку в верхней крышке, которая закрывается резиновым сапуном и снабжена встроенным сетчатым фильтром, предохраняющим эту полость от попадания в нее пыли при подсоединении воздухораспределителя по однопроводной схеме привода.

Между бобышками нижней крышки в углублении установлены сетчатый фильтр и обратный клапан 17, которые предохраняют полости воздухораспределительного клапана от попадания в них пыли и грязи через выпускное отверстие 18. Установка обратного клапана 17 делает возможным работу привода и при преодолении автопоездом водных преград.

Управляющий поршень 5 с пружиной 27 и поршень 11 жестко связаны с штоком 9, гайкой 6 и стопорным кольцом 10 (следящий механизм). Уплотнение между поршнями и корпусом достигается резиновыми манжетами 1, установленными на поршнях. Уплотнение между поршнем 5 и штоком обеспечивается уплотняющим кольцом и шайбой. Внутри следящего механизма расположен разгруженный клапан 12, поджимаемый пружиной 19. Уплотнение между клапаном и штоком обеспечивается резиновой манжетой, установленной в клапане. Основание клапана, взаимодействующее при работе с седлом поршня 11 и седлом нижней крышки 16, обрезинено. Пружина 20 в отторможенном состоянии перемещает систему жестко связанных между собой поршней вверх. В одной из бобышек корпуса размещен «стабилизатор», посредством которого в отторможенном состоянии соединительная магистраль связана с воздушными баллонами прицеиа через обратный клапан 3 и дроссельное отверстие 26.

При работе по однопроводной схеме тормозов сжатый воздух через соединительную головку В (см. рис. 30) из соединительной магистрали поступает в полость А (см. рис. 31) воздухораспределительного клапана и одновременно, огибая лепестки обратного клапана 23, опирающегося на седло 22, через отверстие 21 заполняет воздушные баллоны 14 прицепа. Из воздушных баллонов прицепа воздух поступает в полость Б воздухораспределительного клапана. Разгруженный клапан 12 в результате давления сжатого воздуха и усилия пружины 19 прижимается к седлу поршня 11, разобщая полости Б и В. При этом полость В тормозных камер через отверстие 18 в нижней крышке и обратный клапан 17 сообщается с атмосферой.

Полости А и Б соединены между собой дроссельными отверстиями 26, обеспечивающими при плавных измерениях давления в соединительной магистрали, обусловленных колебаниями давлений в воздушных баллонах автомобиля-тягача, выравнивание давления в соединительной магистрали (полость А) с давлением в воздушных баллонах прицепа (полость Б). Это позволяет исключить подтормаживание прицепа.

Площадь обратного клапана 23 и усилие пружины 24 подобраны так, что при создании на обратном клапане перепада давления 0,015-0,025 МПа отверстие 25 закрывается клапаном, что соответствует падению давления на 0,1 МПа в соединительной магистрали за 40 с при диаметре дроссельного отверстия 26, равном 2 мм.

Интенсивность падения давления сжатого воздуха в соединительной магистрали обеспечивает закрывание клапана даже при очень слабом нажатии на тормозную педаль.
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 31. Воздухораспределительный клапан

 

 

 

 

 

Таким образом, при нажатии на тормозную педаль давление воздуха в соединительной магистрали падает (полость А). Преодолевая усилие пружины 24, обратный клапан 23 закрывает отверстие 25, разобщая полости А и Б. Происходит нарушение равновесия сил, действующих на поршневую группу, и следящий механизм перемещается вниз под действием избыточной силы со стороны полости Б. Вместе со следящим механизмом перемещается разгруженный клапан 12. Вначале он садится на седло нижней крышки 16 разобщая полость В тормозных камер с атмосферой. Если разность давления в полостях Б и А увеличивается, то разгруженный клапан 12 отходит от седла поршня 11. Сжатый воздух из воздушных баллонов 14 прицепа (полость Б) через образовавшийся зазор между седлом поршня и клапаном поступает в тормозные камеры 15 прицепа (полость В).

Повышение давления в полости В будет происходить до тех пор, пока не наступит равновесие сил, действующих на поршневую группу, после чего разгруженный клапан 12 садится на седло поршня 11, не отрываясь при этом от седла в крышке 16. Таким образом, соотношение между давлением в полостях А и Б обеспечивается следящим действием воздухораспределительного клапана.

При оттормаживании давление в соединительной магистрали (полость А) повышается, и следящий механизм перемещается вверх, отрывая клапан 12 от седла крышки 16 корпуса. При этом воздух через отверстие 18 из тормозных камер (полость В) выходит наружу.

В двухпроводной системе привода прицепа к полости А присоединяется питающая магистраль через соединительную головку В (см. рис. 30). Воздух при этом заполняет воздушные баллоны 14 (см. рис. 31) прицепа и полость Б воздухораспределительного клапана в такой же последовательности, как и при соединении по однопроводной схеме. При торможении сжатый воздух поступает из магистрали управления через соединительную головку Г (см. рис. 30) в полость Г (см. рис. 31) воздухораспределительного клапана, перемещая вниз следящий механизм. Наполнение тормозных камер происходит так же, как и при однопроводной схеме привода, однако при двухпроводной схеме сжатый воздух при торможении продолжает поступать из питающей магистрали в воздушные баллоны 14 прицепа. При оттормажи-вании прицепа давление в магистрали управления и полости Г падает.

 

 

 

 

 

Тормозные камеры (рис. 32) предназначены для приведения в действие колесных тормозных механизмов. Тормозная камера состоит из корпуса 5 и крышки 1, соединенных между собой хомутом 3 и болтами 8. Между корпусом и крышкой зажата резиновая диафрагма 2 с тканевой прослойкой. Средней частью
диафрагма опирается на диск 11, который крепится
к штоку 10. Диафрагма прижимается к крышке тормозной камеры усилием возвратной пружины 4. Через вилку 9, навернутую на шток и законтренную гайкой 7, тормозная камера присоединяется к регулировочным рычагам. В крышке камеры для подвода воздуха имеются штуцера 6.

 

 

Рис. 32. Тормозная камера



При торможении сжатый воздух, поступающий в полость между диафрагмой и крышкой, отжимает диафрагму и, преодолевая сопротивление возвратных пружин, перемещает шток, в результате чего поворачивается регулировочный рычаг, посаженный на шлицевой конец разжимного кулака.

При отпускании тормозной педали сжатый воздух из тормозных камер выходит через воздухораспределительный клапан в атмосферу, а возвратные пружины перемещают диафрагму и шток в исходное положение. В гидропневматическом приводе тормозов усилие штока тормозной камеры через рычаг передается на шток главного тормозного цилиндра.

Соединител ьные головки типа А (рис. 33, а), Б или «Палм» предназначены для соединения тормозной магистрали прицепа с тормозной магистралью автомобиля-тягача или следующего за ним прицепа.

В центре сферической части корпуса 2 головки А имеется бобышка с отверстием под хвостовик обратного клапана 6. Тарелка обратного клапана цилиндрической пружиной 1 прижимается к резиновому уплотняющему кольцу 7, зажатому в выточке корпуса при помощи кольцевой гайки 5 с прокладкой 4. Клапан предотвращает выход воздуха из магистрали прицеиа при отрыве соединительного шланга. Чтобы предотвратить попадание грязи и пыли в магистраль, соединительная головка имеет крышку 3.

В соединительной головке типа Б вместо обратного клапана имеется штифт, который при соединении с головкой тормозной магистрали автомобиля-тягача открывает ее обратный клапан.

В комплекте инструмента автомобилей-тягачей семейства КамАЗ имеются три соединительные головки: одна типа А и две типа «Палм». Соединительная головка типа «Палм» в отличие от рассмотренных выше — бесклапанная и устанавливается в магистралях двухпроводного привода тормозов автомобиля-тягача и прицепа.

Эта головка имеет лишь резиновый уплотнитель для герметизации стыков и фиксаторы для удерживания трубопроводов в сцепленном состоянии.

Разобщительный кран (рис. 33,6) предназначен для перекрытия пневмосистемы прицепа при ее разъединении. В центре корпуса 4 крана имеется коническое отверстие, а с боков — резьбовые отверстия для присоединения воздухопроводов. Коническая пробка 3 крана со стороны большего диаметра конуса прижимается к коническому отверстию пружиной 5 и резьбовой заглушкой 6. Рукоятка 2 на кране фиксируется штифтом 1 и может устанавливаться в двух крайних положениях: когда соединены магистрали или когда они разъединены. Воздухопроводы с корпусом крана соединяются прямыми ниппелями.
 

 

 

 

 

Рис. 33. Элементы пневматического привода тормозов: а - соединительная головка типа А; б разобщительный крап
 

 

 

 

 

Кран ручного управления тормозами необходим для оттормаживания прицепа при обрыве или отсоединении его от пневмосистемы автомобиля-тягача. Кран устанавливают в пневмомагистрали перед воздухораспределительным клапаном. Для оттормаживания прицепа кран поворачивают на угол 90°. При этом питающая магистраль закрывается, а полость А (см. рис. 31) воздухораспределительного клапана через кран ручного управления тормозами соединяется с полостью Б. При этом следящий механизм перемешается вверх и отрывает разгруженный клапан 12 от седла крышки корпуса, выпуская сжатый воздух из тормозных камер в атмосферу.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..