Устройство для остановки дизеля 1Д12-400 при
падении давления масла в главной магистрали
Для предупреждения возможных случаев аварии,
вызванных понижением давления масла в главной магистрали или отсутствием
масла в системе, дизель снабжен устройством для остановки его при
падении давления масла в главной магистрали (рис. 23). Однако надо
отметить, что наличие этого устройства не снимает ответственности с
обслуживающего персонала за аварии дизеля в случае падения давления
масла. Следует учитывать, что устройство останавливает дизель при
давлении масла ниже 2,5 кгс/см2, а надежная работа дизеля обеспечивается
лишь при давлении масла 5 кгс/см2. Рассматриваемое устройство
предохраняет дизель от аварий лишь в случае внезапного и резкого падения
давления масла.
Корпус 4 ввернут в пробку топливоподводящего канала насоса и зажимает
угольник подвода топлива 3. Угольник соединен с полостью корпуса двумя
радиальными отверстиями а. Внутри корпуса плотно пригнан золотник 5,
имеющий центральную полость и два сообщающихся с ней отверстия б. На
одном торце золотник имеет притертый упорный буртик и гнездо для шарика
6 с пружиной, с другой стороны его поджимает пружина 2. В резьбовую
пробку 7 ввернут корпус 9 приспособления принудительного пуска,
зажимающий угольник трубки 13 подвода масла к устройству для остановки
дизеля. Внутри корпуса расположен шток 8 с кнопкой 12, отжатый в крайнее
правое положение пружиной. Предохранительный щиток из алюминиевой
фольги, надетый на часть пружины, а также гайку 10 пломбируют.
Полость устройства сообщается с главной масляной магистралью дизеля
через трубку 13. Масло под давлением, создаваемым масляным
электронасосом заполняет полость г, отжимает шарик 6 золотника и
поступает в полость в, перемещая золотник в крайнее левое положение.
Отверстие а корпуса и отверстие б золотника совмещаются — топливо
начинает поступать в топливный насос. После пуска дизеля масло из
системы смазки поступает в полость г.
При падении давления масла в главной магистрали ниже 2,5 кгс/см2
золотник 5 под воздействием пружины 2 переместится в крайнее правое
полежение и перекроет отверстие а подвода топлива, в результате чего
дизель остановится.
На случай крайней необходимости пуска дизеля при давлении масла в
главной магистрали ниже 2,5 кгс/см2 предусмотрена кнопка 12
принудительного пуска. При нажатии на кнопку 12 шток 8 нажмет на шарик
6, переместит золотник в крайнее левое положение, совместив отверстия а
и б, и топливо посут-пит в насос. Если необходимо продолжать работу при
пониженном давлении масла (что крайне нежелательно, так как отрицательно
сказывается на состоянии дизеля), кнопку следует держать нажатой в
течение всего времени работы дизеля. При включении кнопки
принудительного пуска щиток 11 сминается что снимает ответственность
завода-изготовителя за состояние дизеля. Кроме того, следует помнить,
что к главной масляной магистрали подсоединено реле давления масла (РДМ),
которое предотвращает запуск дизеля, если давление масла меньше 2,6—2,8
кгс/см2, и останавливает дизель при падении давления масла ниже 2,5—2,4
кгс/см2. Только принудительное замыкание контактов РДМ позволяет
пользоваться в исключительных случаях кнопкой принудительного пуска.
Рис. 23. Устройство для остановки дизеля при
падении давления масла в главной
магистрали:
1 — пробка; 2 — пружина золотника; 3— угольник подвода топлива; 4 —
корпус; 5 — золотник; 6 — шарик золотника; 7 — резьбовая пробка; 8 —
шток; 9 — корпус приспособления принудительного пуска; 10 — гайка
сальника; 11 —щиток из фольги; 12 — кнопка; 13 —трубка подвода масла; а,
б — отверстия; в, г — полости