Смазка имеет важное значение для обеспечения надежности и долговечности
дизеля. Она снижает износ трущихся деталей, способствует отводу тепла и
тем самым создает условия для длительной работы этих деталей. Масляная
система дизеля 1Д12-400 — замкнутая циркуляционная под давлением.
В систему входят (рис. 20): масляный бак 20, теплообменник 22, масляный
насос 5, масляный фильтр 2, электронасос 23 с электродвигателем,
масляные радиаторы, трубопроводы и контрольно-измерительные приборы.
Масляный бак емкостью 120 л имеет две полости; верхнюю и нижнюю. В
нижней полости находится заборное устройство, обеспечивающее более
быстрый прогрев масла перед пуском двигателя. Количество масла,
находящегося в баке, определяется по мерному устройству. Для слива масла
из бака предусмотрен клапан 19, к которому подсоединяют специальный
шланг.
При работе дизеля масло из бака забирается нагнетательной секцией
масляного насоса 5 через открытый пробковый кран 18 и, пройдя масляный
фильтр 2, поступает через гильзу центрального подвода смазки во
внутреннюю полость хвостовика коленчатого вала, т. е. в главную масляную
магистраль дизеля. После смазки всех узлов и деталей масло стекает в
нижний картер дизеля, откуда забирается двумя откачивающими секциями
насоса 5 и направляется в секции 14 масляного радиатора. Охлажденное
масло из радиаторов по трубопроводу отводится в бак. В кране 10
установлен перепускной клапан, который направляет масло в бак, если
сопротивление масляного радиатора будет более 1,5—1,8 кгс/см2.
Перед пуском дизеля после длительной его остановки необходимо прокачать
масло в масляной системе, пользуясь выключателем «Масляный насос» на
пульте. Длительность прокачки не должна превышать 5—10 с, после чего
насос немедленно отключают. Смазка коренных подшипников перед очередным
пуском производится мас-лопрокачивающим насосом автоматически в процессе
пуска дизеля.
В зимнее время маслопрокачивающий насос используется для прогрева масла.
Масло из бака прокачивается насосом в теплообменник. Затем нагретое
масло направляется к масляному радиатору или в бак в зависимости от
положения пробки на кране 10. При этом ручку крана 8 необходимо
поставить в поло-жение согласно таблице и схеме (см. рис. 20). При
снижении температуры масла на выходе из дизеля ниже + 40° С в зимнее
время ручку крана 10 следует поставить в положение, обеспечивающее
направление масла только в бак.
При подогреве масла дизеля ручка крана 10 сначала должна быть поставлена
на подачу масла в бак, а затем на масляный радиатор. Ручка крана 8
сначала должна быть поставлена на подогрев, а затем на запуск дизеля. В
летнее время года, когда не требуется подогрев масла дизеля, ручки
кранов 8 и
10 имеют постоянное положение, которое не изменяется в течение всего
летнего периода эксплуатации: ручка крана 10 должна быть поставлена на
масляные секции радиатора, ручка крана 8 — на пуск дизеля.
Температура масла замеряется термометром 7 на выходе из масляного насоса
дизеля. Рекомендуемая температура масла на выходе из дизеля 80— 90° С.
Максимально допустимая температура 110° С. Давление масла контролируется
манометром 4, датчик которого установлен после масляного фильтра тонкой
очистки. При работе дизеля давление масла должно находиться в пределах
5—10,5 кгс/см2.
Таблица положения кранов в различных случаях
эксплуатации тепловоза
Рис. 20. Схема масляной системы:
1- дизель; 2— масляный фильтр; 3 — штуцер для слива масла из дизеля; 4 —
манометр; 5 — масляный насос; 6 — реле давления масла; 7, 17 —
термометры; 5, 10, 18 — краны; 9 — гидропередача;
11, 12, 13 — спускные краники; 14 — секции охлаждения масла дизеля; 15 —
водяные секции, 16 — секции охлаждения масла гидропередачи; 19 — сливной
клапан бака; 20 — масляный бак; 21 — заливная горловина;
22—теплообменник; 23 — масляный электронасос. Стрелками показана
циркуляция масла; простыми — при работе дизеля; двойными — при прогреве
масла перед запуском; штриховыми — при прокачке масла перед запуском.
Открытию кранов на схеме соответствует продольное расположение их
рукояток, закрытию — поперечное. При закрытом положении крана 10 -поток
проходит в ответвление