Котел-подогреватель (рис. 18), предназначенный для нагревания масла,
топлива (до тепловоза № 1450) и воды в системах дизеля во время стоянки
тепловоза (при неработающем дизеле и низкой температуре окружающего
воздуха), состоит из наружного 17 и внутреннего 16 барабанов. Внутренний
барабан является огневой камерой. В нижней части он имеет суженную
горловину, а вверху заканчивается трубной решеткой, приваренной к
наружному барабану. В полость между наружным и внутренним барабанами по
трубе 10 подводится вода, заполняющая также пространство и между трубами
18. Через отверстия в головке 14 котла по трубе 9 вентилятором 8 в
огневую камеру подается воздух, а через форсунку 13 впрыскивается
топливо, которое поступает под давлением от топливного насоса 6 по
нагнетательной трубе 5.
Топливный насос 6, вентилятор 8 и водяной насос котла приводятся в
действие электродвигателем 2 (типа М-05) через клиноременную передачу
(ремень А-900Ш4 ГОСТ 1284—57). Все эти устройства объединены в один
агрегат — так называемый редуктор котла-подогревателя (рис. 19).
Валик 30 редуктора через кулачковую муфту 31 с резиновым амортизатором
соединен с другим валиком 25, на котором посажены на шпонках и
закреплены гайками крыльчатка 26 вентилятора и крыльчатка 18 водяного
насоса. На утолщении валика 25 в его средней части нарезана шестерня,
входящая в зацепление с шестерней 16 привода топливного насоса. Шестерня
16 на своей удлиненной ступице имеет кулачок, который заставляет
подниматься ролик 15 и толкатель 14 топливного насоса. Фиксирующий винт
34 предохраняет толкатель от поворота вокруг своей оси. Торец толкателя
упирается в торец плунжера 11, который перемещается в гильзе 7, с
которой он составляет прецизионную пару. Гильза зафиксирована в
определенном положении стопорным винтом 8. На гильзе 7 сидит поворотная
гильза 35, имеющая в нижней части прорези, в которых перемещаются
выступы плунжера. На верхнюю часть этой гильзы надет разрезной зубчатый
венец 10, входящий в зацепление с червяком, регулирующим подачу топлива.
Для выпуска воздуха из корпуса насоса на нем имеется винт (на рис. 19 не
показан).
Пуск котла-подогревателя осуществляют в следующем порядке. При помощи
вертикальной тяги, расположенной на выпускной трубе, открывают (и
закрепляют в этом положении) крышку дымовой трубы. Затем открывают
крышку смотрового окна и заслонку компенсатора давления. Перед пуском
котла краны топливного 19 (см. рис. 7) и водяного 10 и 25 (см. рис. 16)
трубопроводов должны быть также открыты. Включают главный рубильник,
вынимают свечу зажигания из футляра, закрепленного в нижней части котла,
и, включив тумблер свечи, выжидают до полного накала спирали. После
этого свечу вставляют в смотровое окно и, поворачивая ее на некоторый
угол, закрепляют при помощи запорного язычка. Включают электродвигатель
редуктора и, убедившись, что топливо воспламенилось, выключают свечу
зажигания, вынимают ее из смотрового очка и вставляют в футляр.
Смотровое окно закрывают. Работа котла с находящейся в нем запальной
свечой запрещается. Если котел не запускается, надо проверить, нет ли
воздуха в топливном насосе.
О нормальном процессе горения в котле можно судить по цвету пламени и
дыма, а также по характерному звуку потока выпускных газов,
напоминающему работу небольшого двигателя. Пламя должно быть хорошо
завихренное, красное, без черных прожилок и хорошо заполнять топочный
объем. Дым должен быть сизым, негустым, без хлопьев сажи. Регулировку
процесса горения производят заслонкой вторичного воздуха в
компенсаторной коробке. При малом пламени или густом дыме с хлопьями
сажи необходимо проверить работу форсунки. Для этого нужно снять
форсунку, соединить ее топливной трубкой вне котла и, включив редуктор,
проверить наблюдением качество распыла и расход топлива. Топливо должно
распыливаться форсункой до туманообразного состояния; факел должен быть
направлен по ее оси. Подтекание топлива из форсунки не должно превышать
20 капель в минуту.
Регулировку расхода топлива производят червяком в редукторе. При этом
нужно отпустить контргайку и стопорную шпильку 37 (см. рис. 19), 28
а затем вращением червяка отрегулировать величину
расхода, который должен быть 118—120см3/мин. Поворот червяка вправо
уменьшает подачу топлива, влево увеличивает. После окончания регулировки
втулку снова зажать стопорным винтом и законтрить.
Для остановки котла необходимо выключить пусковую кнопку редуктора и
закрыть кран 19 топливного трубопровода (см. рис. 7).