Главная      Учебники - Метро     

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Вспомогательное электрооборудование

 

 

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНОВ (СОВС) ВАГОНОВ 81-740, 81-741 «РУСИЧ»

 

 

Назначение системы.

  СОВС предназначена для: 1. принудительной подачи очищенного наружного воздуха в салон вагона в режиме "Вентиляция"; 2. принудительной подачи очищенного и подогретого наружного воздуха в салон вагона в режиме "Отопление".

  Область применения СОВС - вагон наземного метро модели 81-740/741.

  Условия эксплуатации СОВС: температура окружающей среды - от минус 40°С до плюс 40°С; атмосферное давление - от 630 до 800 мм рт ст.; запыленность наружного воздуха - до 10 мг/м3.

Функционирование системы.

  Для СОВС определены следующие состояния (режимы функционирования)

·         состояние СОВС   «Работа»;

·         состояние СОВС   «Стоп»;

·         состояние СОВС   «Выключено».

  Данные состояния СОВС формируются в результате перевода переключателя СОВС в кабине машиниста в соответствующие положения – «Работа», «Стоп», «Выключено».

  В состоянии "Выключено" питающее напряжение 80В присутствует на входах БУВО, контроллер и блоки управления БУВО обесточены. Система находится в постоянной готовности к включению.

  В состоянии "Работа" питающее напряжение 80В подается на все устройства СОВС. В данном состоянии СОВС обеспечивает следующие режимы работы:

·     Режим «Вентиляция». При нахождении в данном режиме реализуется подача очищенного наружного воздуха в потолочную зону салона, защита вентиляторов от перегрузок, контроль за состоянием системы.

·     Режим «Отопление». При нахождении в данном режиме реализуется подача очищенного и подогретого наружного воздуха в напольную зону салона, регулирование температуры воздуха в пассажирском салоне, защита вентиляторов от перегрузок, защита нагревательных элементов от КЗ, перегрузок и перегрева, контроль за состоянием системы.

·     Режим питания «АКБ» При нахождении в данном режиме обеспечивается снижение тока
нагрузки в цепи питания "80В" (для предотвращения разряда аккумуляторных батарей вагона) за счет отключения всех контакторов включения нагревательных элементов тепловентиляторов. а также 50% Вентиляторов. Включение указанных устройств блокируется на все время нахождения СОВС в режиме «АКБ»

  Переход из режима "Вентиляция" в режим «Отопление» и обратно производится автоматически в зависимости от средней температуры воздуха в пассажирском салоне.

  Переход в режим «АКБ» производится автоматически при снижении напряжения питания до значения менее 69В.

  В состоянии «Стоп» питающее напряжение 80В подается на контроллер и блоки управления БУВО. при этом все исполнительные устройства системы находятся в состоянии "Выключено". В данном состоянии доступен просмотр информации об отказах. Функционирование системы о возможных состояниях (режимах) показано в виде блок-схемы.

Описание блок-схемы функционирования СОВС в состоянии «Работа».

  Исходное состояние СОВС – «Выключено». После перевода переключателя СОВС в кабине машиниста в положении «"Работа» производится аппаратное включение блоков питания БУВО.

  Один из блоков питания БУВО подает напряжение питания +24В на контроллер, производится его загрузка и запускается алгоритм функционирования. Контроллер задает состояние СОВС «Работа» выдает сигналы блокировки выключения блоков питания БУВО и сигнал на включение ИП. Далее контроллером выдаются команды управления на включение всех вентиляторов. Вентиляторы включаются последовательно с №1 по №8 попарно с интервалом 1 секунду. Производится расчет средней температуры воздуха в салоне. При значении температуры 17°С и выше контроллер реализует режим «Вентиляция». При значении температуры менее 17°С контроллер реализует режим «Отопление».

  При реализации режима работы «Вентиляция», последовательно выполняются следующие действия;

1.   Контроллер выдает команду на установку заслонок в положение, обеспечивающее подачу воздуха в потолочную зону салона. Заслонки переводятся в нужное положение поочередно с№1 по№8;

2.  Запускается ожидание двух событий (условий перехода):

·    получение команды машиниста "Стоп";

·    средняя температура воздуха салона меньше или равна 14°С;

3.  при получении команды «Стоп» контроллер переводит систему в состояние СОВС  «Стоп»;

4.   при возникновении события "средняя температура воздуха в салоне меньше или равна 14° С контроллер включает отсчет временной задержки, равной 5 мин. Если температура в течении всей задержки остается ниже 14°С, контроллер принимает решение об установке режима «Отопление». Если температура в течение задержки достигла 14°С или более, система остается в режиме «Вентиляция».

При реализации режима «Отопление», последовательно выполняются следующие действия:

1. Производится аппаратное включение реле подачи напряжения в БКО. На все устройства БКО подается напряжение питания +80В;

2. Контроллер выдает команды на включение контакторов БКО. Контакторы включаются последовательно с №1 по №8 попарно с интервалом 1 секунда;

3. Контроллер выдает команды на включение силовых модулей IGBT, коммутирующих высокое напряжение на нагреватели. IGBT -модули включаются последовательно с №1 по №8 попарно с интервалом 1 секунда,

4. Контроллер выдает команды на установку заслонок в положение, обеспечивающее подачу воздуха в напольную зону салона. Заслонки переводятся поочередно с №1 по №8.

5. Запускается ожидание двух событий (условий перехода):

·    получение команды машиниста "Стоп";

·    средняя температура воздуха салона больше или равна 22°С;

6.   При получении команды «Стоп» контроллер переводит систему в состояние «СОВС Стоп»;

7.   При возникновении события средняя температура воздуха салона больше или равна 22°С контроллер включает отсчет временной задержки, равной 30 мин. Если температура в течении этой задержки остается больше или равной 22°С, контроллер принимает решение об установке режима «Вентиляция». Если средняя температура в течении задержки понизилась ниже 22°С, система остается в режиме «Отопление».

При реализации режима «Питания АКБ», выполняются следующие действия:

1. Если система находится в процессе запуска (не установлен ни один из режимов «Вентиляция» и «Отопление»), контроллер выдает команды на включение 4-х вентиляторов;

2. Если система находится в режиме «Вентиляция», контроллер выдает команды на отключение

   4-х вентиляторов;

3. Если система находится в режиме "Отопление" контроллер выдает команды на отключение всех контакторов IGBT -модулей. Далее включается отсчет временной задержки, равной 30 секундам. Цель задержки - охлаждение нагревателей. По истечении задержки контроллер выдает команды на отключение 4-х вентиляторов;

4. При восстановлении режима питания (пропадания сигнала «АКБ») контроллер реализует тот режим работы системы, в котором система находилась в момент появления сигнала «АКБ».

Описание функционирования СОВС при переходе в состояние «Стоп».

  Команда «Стоп» может быть получена при следующих состояниях (режимах) СОВС:

·    «Выключена»;

·    «Работа», режим «Вентиляция»;

·    «Работа», режим «Отопление».

  Если команда «Стоп» от машиниста получена при состоянии СОВС «Выключена», никаких действий в системе не производится.

  Если команда «Стоп» от машиниста получена при состоянии СОВС «Работа» и установлен режим «Вентиляция», контроллер последовательно выполняет следующие действия:

1.  Устанавливает состояние СОВС «Стоп»;

2.  Реализует отображение информации об авариях, отказах;

3.  Выдает команды на отключение всех вентиляторов;

4.   Снимает режим «Вентиляция»;

5.   Запускает ожидание двух событий:

·    получение от машиниста команды «Выключено»;

·    получение от машиниста команды «Работа».

  При получении команды «Выключено» контроллер выдает сигнал на отключение блоков питания БУВО. Контроллер и блоки БУВО обесточиваются. Система переходит в состояние СОВС «Выключена». При получении команды «Работа» контроллер устанавливает состояние СОВС «Работа». Далее контроллером выдаются команды управления на включение всех вентиляторов. Вентиляторы включаются последовательно с №1 по №8 попарно с интервалом 1 секунда

  Если команда «Стоп» от машиниста получена при состоянии СОВС «Работа» и установлен режим «Отопление» - контроллер последовательно выполняет следующие действия:

1.  Устанавливает состояние СОВС "Стоп";

2.  Реализует отображение информации об авариях, отказах;

3.  Снимает управление всех IGBT -модулей;

4.  Выдает команды на отключение всех контроллеров БКО;

5.  Включает отсчет временной задержки, равной 30 секундам. Цель задержки - охлаждение нагревателей;

6.  Выдает команды на отключение всех вентиляторов;

7.  Снимает режим «Отопление»;

8.  Запускает ожидание двух событий:

·    получение от машиниста команды «Выключено»;

·    получение от машиниста команды «Работа».

  При получении команды «Выключено» контроллер выдает сигнал на отключение блоков питания БУВО. Контроллер и блоки питания БУВО обесточиваются. Система переходит в состояние СОВС «Выключена»".

Действия машиниста при появлении информации о неисправности СОВС.

  При появлении информации о неисправности СОВС на мониторе машиниста необходимо перевести тумблер управления СОВС в положение "Стоп". При этом все СОВС поезда переключатся в режим "Стоп", отключив контакторы, IGBT -модули и вентиляторы. Информация об авариях и отказах будет зафиксирована в памяти контроллера и выведена на светодиоды, расположенные на передних панелях блоков БКУ и БУВО.

  Перевести тумблер управления СОВС в положение «Работа». При этом СОВС. имеющая сигнал «Отказ СОВС», останется в режиме «Стоп», а исправные СОВС поезда переключатся в режим «Работа» и продолжат работу в автоматическом режиме. Продолжать дальнейшую эксплуатацию СОВС до прихода поезда в депо. Сделать записи о неисправности СОВС в соответствующих документах.

Действия при обнаружении задымления салона вагона.

При наличии информации о задымлении любого из вагонов поезда перевести тумблер управления "СОВС" в положение "Выключено". При этом все СОВС поезда выключатся. Информация об отказах и авариях будет зафиксирована в памяти контроллера и выведена при следующем включении СОВС на светодиоды. расположенные на передних панелях блоков БКУ и БУВО. Принять меры по выявлению места задымления и устранению причин. При продолжении аварийной ситуации отжать на неисправном вагоне башмаки токоприёмников. Немедленно вернуться в депо. Сделать записи об аварийной ситуации в соответствующих документах.

 

 

ТОКОПРИЕМНИКИ ВАГОНОВ 81-740, 81-741 «РУСИЧ»

Токоприемники рельсовые с пневматическим приводом предназначены для токосъема электроэнергии постоянного тока 750 вольт с контактного рельса системы электроснабжения подвижного состава метрополитена для питания высоковольтных силовых и вспомогательных цепей вагонов. Токоприемники устанавливаются на передние моторные и не моторные тележки головных и промежуточных вагонов.

БЛОК СОЕДЕНИТЕЛЬНЫЙ С ДАТЧИКОМ ТОКА.

Блок соединительный с датчиками тока БСТД У2 предназначен для соединения силовых кабелей, идущих от токоприемников, с силовыми цепями вагона. Для без токового проезда токоразделов в составе БСТД предусмотрены герконовые датчики тока. Номинальное напряжение для блока 750 В, номинальный ток 630 А. Ток срабатывания датчиков тока (50±10) А. БСТД представляет собой металлический кожух с откидной крышкой, в котором размешается блок с установленными на изоляционной панели контактными зажимами и датчиками тока. Ввод силовых проводов осуществляется через отверстия в боковых стенках кожуха, проводов управления - через штепсельный разъем. Блок установлен под вагоном и закреплен четырьмя болтами М10.

БЛОК РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА.

  Блок распределительного устройства БРУ-ОЗП У2 предназначен для ручного отключения силовых цепей вагона метрополитена от токоприемника и их заземления, а также защиты высоковольтных силовых и вспомогательных цепей с помощью предохранителей.

  Рабочее номинальное напряжение блока 750 В, номинальный ток 630 А, вид привода - ручной.

  Блок представляет собой металлический корпус, внутри которого жестко закреплены блок предохранителей и блок разъединителя.

  Блок предохранителей содержит:

·    предохранитель ПП36 (FU1) на 500 А, установленный в главной силовой высоковольтной цепи;

·    два предохранителя плавких ПП 29-21 на 10 А, установленных в цепи ИПП10 и ИППб (FU4, FU5)

    ( FU б - не задействован);

·    предохранитель плавкий ПП 29-24 на 20 А (FU3), установленный в цепи двигателя компрессорного агрегата;

·    два предохранителя плавких  ПП29-27 на 40 А (FU7, FU8), установленных в цепи отопления салона.

·    предохранитель плавкий ПП-29 на 63 А, установленный в общих высоковольтных вспомогательных цепях (FU2);

·    сопротивление добавочное ДСР 3033, установленное в цепи вольтметра.

Вставки плавкие установлены в соответствующих вспомогательных цепях (мотор компрессора, обогрева, ИПП), их назначение согласно силовой электрической схеме вагона.

Блок разъединителя представляет собой пластмассовую плиту, на которой установлены ножи разъединителя. Управление ими производится с помощью рукоятки БРУ.

Блок разъединителя предусматривает два рабочих положения:

·        рукояткой привода вверх - подключение входной клеммы 2 к высоковольтным цепям вагона;

·        рукояткой привода вниз - отключение силовой цепи вагона от высокого напряжения и закорачивание ножей разъединителя вспомогательным контактом на корпус блока.

  Внутри блока предусмотрены места для установки огнетушителя типа ОСП и датчика температуры типа ДПС (АСОТП «Игла»).

БРУ устанавливается на кронштейнах рамы вагона, без изоляторов. Над ним установлен водоотталкивающий козырек.

БЛОК ОГРАНИЧИВАЮЩИХ РЕЗИСТОРОВ ВАГОНОВ 81-740, 81-741 «РУСИЧ»

  Блок ограничивающих резисторов БОР-6 У2 предназначен для размещения в ограничивающих резисторов цепи двигателя компрессорного агрегата и в первичной цепях ИПП-10и ИПП-6.

  Номинальное напряжение 750 В, номинальное сопротивление ступеней 3,36/16,8 Ом.

  Конструктивно БОР-6 У2 представляет собой металлический ящик, внутри которого на металлических стойках размещено восемь резисторов различного номинала. Блок защищен металлическим кожухом, состоящим из двух частей, на каждой из которых имеется болт заземления и нанесен знак «безопасности». Зона ввода проводов закрывается легкосъемными защитными крышками, исключающими возможность касания токоведущих частей.

  Резисторы имеют цилиндрическую форму. Активная часть резистора изготовлена из фихралевой ленты, намотанной на ребро и смонтированной на фарфоровых изоляторах гребенчатого типа, укрепленных на стальном держателе. К фихралевой ленте с двух сторон припаяны медные выводы.

  Резисторы изолированы от металлических частей блока фарфоровыми изоляторами. Блок резисторов подвешивается к раме вагона на металлических стойках без изоляторов и закрепляется в четырех точках.

БЛОК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ КОНТАКТНОЙ АППАРАТУРЫ ВАГОНОВ 81-740, 81-741 «РУСИЧ»

  Блок вспомогательной контактной аппаратуры БВКА-ОЗП У2 предназначен для выполнения коммутаций в цепях управления и вспомогательных цепях вагона. В блоке БВКА установлены:

·    электромагнитный контактор типа МК1-20 МУЗА (по схеме - КМ1);

·    электромагнитный контактор типа МК1-10 УЗА (по схеме - КМ2);

·    реле типа ТРТП-122Р УЗ (по схеме - КК1);

·    панель датчика тока и напряжения ПДНТ-01;

·    пять диодов КД 206А (по схеме – VD1-VD2);

·    розетка РД1-1  (по схеме - XS1).

  Блок БВКА представляет собой металлический ящик одностороннего обслуживания со съемной крышкой, внутри которого смонтировано его оборудование. Монтажные провода связаны в жгуты и крепятся к специальным изолированным стойкам. Для подсоединения внешнего монтажа вагона к низковольтным вспомогательным цепям и цепям управления предусмотрено три соединителя XI, Х2, ХЗ. В верхней части блока предусмотрены места для установки огнетушителя типа ОСП с датчиком срабатывания ДС (АСОТП «Игла-М-Н»),

Для присоединения внешних проводов высоковольтной цепи и датчика ДС предусмотрены кабельные выводы. БВКА подвешивается к раме вагона на четырех болтах М12.

БЛОК СОЕДЕНИТЕЛЬНЫЙ ВАГОНОВ 81-740, 81-741 «РУСИЧ»

  Блок соединительный БС-1 У2 предназначен для соединения электрических цепей вагона с заземляющими устройствами. Рабочее номинальное напряжение для блока 750 В, номинальный ток 20 - 200 А. БС представляет собой металлический кожух с откидной крышкой, в котором на изоляционных планках установлена токоведущая планка с болтами под наконечники внешнего монтажа. Ввод проводов осуществляется через клицы на боковых стенках кожуха. Блоки БС, в количестве трех, устанавливаются под вагоном и закрепляются четырьмя болтами М10.

БЛОК КОНТАКТОРА.

Блок контактора БК-01 У2 предназначен для подключения источника бортового электропитания типа ИПП-10 (ИПП-6) или других нагрузок с потребляемым током до 10 А к высоковольтной цепи вагона. Напряжение номинальное силовой цепи 750 В, цепи управления - 75 В. Ток номинальный силовой цепи 10 А.

В состав блока входят: 1. контактор постоянного тока МК1-20М УЗ; 2. вводы кабельные VG 11-К68 для подсоединения силовых проводов и проводов управления.

Примечание: Вспомогательные контакты МК1-20М УЗ в работе блока не участвуют.

  Блок БК-01 У2 представляет собой металлический ящик одностороннего обслуживания со съемной крышкой. В центре ящика на изоляционной панели с помощью болтов закреплен контактор. На боковых стенках блока установлены выводы. Конструкция контактора МК1-20М УЗ - моноблочная. Блок устанавливается под вагоном и крепится к балкам двумя болтами М10.

ТОКООТВОД.

  Токоотвод (заземляющее устройство) УТ-01 У2 предназначен для осуществления  электрической связи силовых цепей тягового электропривода с ходовыми рельсами, к которым подключен минусовой вывод источника питания тяговой сети. Электрическая связь осуществляется через медно-графитовые щетки, скользящие по оси колесной пары. Токоотводы УТ-01 У 2 устанавливаются на буксах колесных пар тележек вагона, как моторных, так и не моторной - по одному токоотводу на колесную пару. Крепление токоотводов к буксе производится четырьмя болтами М12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..