|
|
Паспорт компетенций к рабочей программе образовательного модуля «Молекулярные основы развития патологических процессов» - 2020 год
ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИИ
ШИФР И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПСК – 1: Способность применять в профессиональной деятельности знание
основных физиолого-биохимических механизмов развития патологических
процессов и оценивать степень их развития с использованием современных
методов физико-химической и молекулярной биологии.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Тип компетенции: профессионально-специальная (специальная
профессиональная (СПК)) компетенция выпускника образовательной программы
уровня высшего образования (ВО): магистратура.
ОБЩЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Компетенция обеспечивает формирование представления об основных физико-химических механизмах развития патологических состояний, критериях их оценки и методах диагностики, что является необходимым для выбора модели патологического состояния и разработки схемы доклинического исследования для веществ с заданной биологической активностью. Ее отсутствие может привести к некорректному проведению исследования и невозможности достижения поставленных целей.
Для формирования компетенции необходимо обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Знание основ биологии человека и животных (анатомия, физиология, морфофункциональная организация, особенности жизнедеятельности в различные периоды индивидуального развития), принципов и основных механизмов регуляции физиологических функций и адаптации; основ структурной организации, химической природы и роли основных биомолекул, химических явлений и процессов, протекающих в организме на молекулярном уровне, а также центральных путей метаболизма.
Умение оперировать основными молекулярно-биологическими понятиями и терминологией при изложении теоретических основ предмета; пользоваться номенклатурой и классификацией биологически важных соединений; осуществлять сбор и анализ информации для решения профессиональных задач, в том числе, с применением компьютерных технологий.
Навыки обращения с лабораторной химической посудой, весами, приготовления растворов заданной концентрации и кислотности.
Компетенция ПСК-1 связана со следующими общепрофессиональными и профессиональными компетенциями: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1), готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере
профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач (ОПК-З); способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов (ОПК-4); способностью профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно- исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ОПК-9); способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (ПК-3);способностью генерировать новые идеи и методические решения (ПК-4).
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
Проведение работ по разработке, государственной регистрации и пострегистрационному мониторингу лекарственных средств |
Проведение работ по фармацевтической разработке |
Обеспечение, координация и мониторинг доклинических исследований лекарственных средств | |
Руководство работами по разработке, государственной регистрации и пострегистрационному мониторингу лекарственных средств |
Руководство работами по фармацевтической разработке |
Руководство и управление доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств | |
Организация работы персонала подчиненного (подчиненных) подразделений |
Компетенция |
Содержательное описание компетенции |
СК-1 Способность и готовность применять в профессиональной деятельности знание основных физиолого-биохимических механизмов |
Проводить качественный, количественный и структурный анализ биологически значимых химических соединений в биологических пробах с использованием современных методов физико-химической и молекулярной биологии |
Оценивать степень развития патологического процесса с использованием методов |
развития патологических процессов и оценивать степень их развития с использованием современных методов физико-химической и молекулярной биологии |
физико-химической биологии |
Осуществлять подбор адекватного (необходимого) метода для оценки развития патологического состояния определенных систем и органов. |
СООТВЕТСТВИЕ ЭТАПОВ (УРОВНЕЙ) ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И КРИТЕРИЯМ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Этап (уровень) освоения компетенции |
Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) |
Критерии оценивания результатов обучения | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Базовый уровень Способность владеть методами физико- химической и молекулярной биологии |
Владение методами физико- химической и молекулярной биологии при проведении медико-биологических исследований В (ПСК-1) –I |
Не владеет |
Владеет отдельными методами физико- химической и молекулярной биологии, но допускает грубые ошибки при их выполнении |
Владеет отдельными методами физико- химической и молекулярной биологии при проведении медико- биологических исследований |
Способен выбрать методы анализа, адекватные поставленной задаче, но испытывает некоторые затруднения при оценке полученных результатов |
Способен выбрать методы анализа, адекватные поставленной задаче и оценить полученные результаты исследований |
Умение использовать современное оборудование для биохимического и молекулярно-биологического анализа У (ПСК-1) –I |
Не умеет |
Допускает грубые ошибки при проведении анализа |
Способен выполнять отдельные этапы проведения анализа под руководством преподавателя |
Способен самостоятельно выполнять отдельные этапы проведения анализа |
Способен самостоятельно провести пробоподготовку, аналитические измерения и расчет на основании |
имеющейся инструкции к прибору (методических рекомендаций) | ||||||
Знание теоретических основ важнейших методов качественного, количественного и структурного анализа биологически значимых химических соединений в биологических пробах З (ПСК-1) –I |
Не знает |
Не имеет четкого представления о теоретических основах важнейших методов качественного, количественного и структурного анализа биологически значимых химических соединений |
Знает теоретические основы важнейших методов качественного, количественного и структурного анализа биологически значимых химических соединений |
Понимает принципы, знает теоретические основы важнейших методов физико- химической и молекулярной биологии, способен оценить значимость того или иного метода для характеристики биологически значимого химического соединения |
Способен выбрать спектр методов необходимых для проведения комплексной оценки определенного биологически значимого химического соединения | |
Повышенный уровень Способность использовать методы физико- химической и молекулярной биологии для оценки степени развития патологического процесса |
Владение методиками планирования и разработки схемы медико-биологического эксперимента по оценке степени развития патологического процесса, методологией анализа результатов, полученных в ходе эксперимента В (ПСК-1) –II |
Не владеет |
Не способен планировать медико- биологический эксперимент по оценке степени развития патологического процесса |
Частично владеет методиками планирования медико- биологического эксперимента по оценке степени развития патологического процесса |
Способен разработать схему медико- биологического эксперимента по оценке степени развития патологического процесса, однако испытывает некоторые затруднения при |
Способен разработать схему медико- биологического эксперимента по оценке степени развития патологического процесса и провести анализ результатов, полученных в ходе эксперимента |
интерпретации результатов, полученных в ходе эксперимента |
||||||
Умение оценивать степень развития патологического процесса с использованием методов физико-химической биологии (интерпретировать результаты лабораторного и инструментального исследования) У (ПСК-1) –II |
Не умеет |
Не способен определить основные (ключевые, ведущие) показатели развития патологического состояния |
Не способен выявить взаимосвязь между степенью отклонения от нормы диагностического показателя и развитием патологического состояния |
Способен проводить анализ показателей развития патологического процесса, полученных с использованием методов физико- химической и (или) молекулярной биологии, но допускает некоторые неточности |
Аргументированно проводит анализ показателей развития патологического процесса, полученных с использованием методов физико- химической и (или) молекулярной биологии | |
Знание основных физико- химических механизмов развития патологических состояний и принципов их лабораторной диагностики З (ПСК-1) –II |
Не знает |
Допускает грубые ошибки в описании основных физико- химических механизмов развития патологических состояний и принципов их лабораторной |
Знает фрагментарно основные физико- химические механизмы развития патологических состояний и принципы их лабораторной |
Знает основные физико- химические механизмы развития патологических состояний, но допускает незначительные ошибки |
Демонстрирует глубокие и систематизированные знания основных физико-химических механизмов развития патологических состояний и принципов их лабораторной диагностики |
диагностики |
диагностики |
ПОКАЗАТЕЛИ, КРИТЕРИИ И СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ.
Действия, составляющие компетенцию |
Показатели оценивания |
Критерии оценивания |
Средства оценивания |
Проводить качественный, количественный и структурный анализ биологически значимых химических соединений в биологических пробах с использованием современных методов физико-химической и молекулярной биологии |
применение методов физико- химической и молекулярной биологии |
качество выполнения, адекватность выбора метода (обоснованность), способность работать с технической документацией |
лабораторные работы по освоению методов физико-химической и молекулярной биологии |
Оценивать степень развития патологического процесса с использованием методов физико-химической |
Составленный протокол оценки результатов степени развития патологического процесса |
Корректность оценки, Выявление тенденций и корреляций, Полнота учета показателей |
лабораторные работы по оценке степени развития патологического процесса с использованием методов физико-химической биологии |
биологии |
|||
Осуществлять подбор адекватного (необходимого) метода для оценки развития патологического состояния определенных систем и органов. |
обоснованный выбор метода (методов) для оценки развития патологического состояния определенных систем и органов |
адекватность выбора метода (обоснованность), полнота и специфичность представленных методов |
Практические занятия по характеристике основных патогенетических звеньев развития патологических состояний |
проведение целевого поиска и сбора необходимой научной литературы медико-биологической направленности |
целенаправленность поиска и отбора соответствие проблеме исследования; полнота охвата необходимой литературы |
Подготовка проекта по оценке степени развития патологического состояния определенных органов или систем (- Физиолого-биохимическая характеристика патологического состояния
|
////////////////////////////