Коленчатый вал (рис. 5) стальной, штампованный, динамически
сбалансированный. Вал имеет семь коренных шеек и шесть кривошипов с
шатунными шейками 16. Кривошипы расположены попарно и лежат в одной
плоскости: 1-й с 6-м; 2-й с 5-м и 3-й с 4-м. Для повышения
износостойкости коренные и шатунные шейки подвергнуты поверхностной
закалке токами высокой частоты на глубину 2,5—6,5 мм, затем механически
обработаны с последующей шлифовкой и полировкой. Диаметр коренных шеек
65,97—66,00 мм, шатунных — 61,975—62,000 мм. Нецилиндричность шеек вала
допускается не более 0,01 мм.
В коленчатом валу наклонно просверлены масляные каналы в направлении от
коренных шеек к шатунным. Коленчатый вал устанавливается в картере блока
двигателя на семи коренных подшипниках, снабженных биметаллическими
тонкостенными вкладышами из стальной ленты, покрытой антифрикционным
сплавом СОС 6-6. Верхние вкладыши устанавливают в постели блока, а
нижние — в постели стальных крышек, которые устанавливаются с вкладышами
на шейке вала и закрепляются болтами. Момент затяжки болтов для среднего
и заднего подшипников равен 8,0—10,0 кгс-м, для переднего и
промежуточных подшипников — 11—13 кгс•м.
В стыках между крышками коренных подшипников и блоком ставится по одной
прокладке толщиной 0,05 мм; назначение этих прокладок то же, что и
прокладок в крышках шатунных подшипников.
Крышки коренных подшипников центрируются в пазах блока своими бортами,
которые выполнены несимметрично, что исключает Неправильность их
установки. От смещения вкладыши удерживаются выступами, входящими в
соответствующие пазы постелей блока и крышек коренных подшипников.
Радиальный зазор между шейкой вала и вкладышами находится в пределах
0,026—0,100 мм для коренных подшипников и 0,026—0,083 мм для шатунных.
Рис. 5. Коленчатый вал
Вкладыши коренных и шатунных подшипников кроме
номинального размера выпускаются заводом пяти ремонтных размеров с
уменьшением диаметра на 0,3; 0,6; 1,0; 1,5 и 2,0 мм. Маркировка
вкладышей ремонтного размера нанесена на стальной поверхности вкладыша
около стыка. Вкладыши номинальных размеров маркировки не имеют. Осевые
перемещения коленчатого вала ограничиваются передним коренным
подшипником, в котором с обеих сторон установлены упорные стальные шайбы
27 (рис. 5), залитые антифрикционным сплавом СОС 6-6. Стороной, залитой
антифрикционным сплавом, передняя шайба должна быть обращена в сторону
шестерни коленчатого вала, задняя — в сторону торца буртика шейки вала.
Упорные шайбы фиксируются выступами в пазах крышки подшипника. Суммарный
осевой зазор между упорными шайбами и торцом буртика шейки вала с одной
стороны и шестерней коленчатого вала с другой должен быть 0,05—0,23 мм.
Зазор между торцами шеек коленчатого вала и торцами остальных коренных
подшипников должен быть не менее 0,75 мм.
Для предотвращения утечки масла из картера двигателя через передний и
задний коренные подшипники концы коленчатого вала уплотнены. Передний
конец вала уплотнен резиново-каркасным сальником 23, установленным в
крышке распределительных шестерен. Между шестерней 25 и шкивом
коленчатого вала установлен масляный отражатель 24, отгоняющий масло в
картер. Задний конец коленчатого вала уплотнен графито-асбестовым
сальником 3, установленным в пазах блока и задней крышки 9, и
резиновыми- уплотнителями 4, установленными на торцах разъемной
плоскости задней крышки. Кроме того, на заднем конце коленчатого вала
имеется маслосбрасывающий гребень, а в зоне сальника на шейке вала —
маслоотгонная спиральная накатка; во вкладышах заднего коренного
подшипника имеется дренажная кольцевая канавка с отверстием для слива
масла в картер через канал задней крышки, которая устанавливается в паз
блока с деревянными уплотнителями 5. На переднем конце коленчатого вала
крепятся на шпонках распределительная шестерня 25 и шкив привода
агрегатов двигателя.
В отверстие на торце коленчатого вала ввернут храповик, который
одновременно закрепляет шкив и шестерню. На заднем конце коленчатого
вала выполнен фланец, в центре которого запрессован подшипник первичного
вала коробки передач.