Шатуны стальные, штампованные, двутаврового сечения. В верхнюю головку
шатуна впрессованы две бронзовые втулки. Между торцами втулок должен
быть зазор 2—3 мм, обеспечивающий нормальный доступ смазки к поршневому
пальцу. В верхней головке шатуна соответственно имеется прорезь для
подвода смазки к втулкам н пальцу.
Нижняя головка шатуна разъемная. В нее устанавливаются тонкостенные
биметаллические вкладыши 32 (рис. 4), изготовленные из стальной ленты,
покрытой антифрикционным сплавом СОС 6-6. От смещения вкладыши
удерживаются выступами, входящими в соответствующие пазы в шатуне и
крышке. В нижней головке шатуна сделано отверстие, через которое масло
выбрасывается на кулачки распределительного вала. Крышка нижней головки
крепится двумя шатунными болтами с гайками, которые шплинтуются. Гайки
завертываются с моментом затяжки, равным 8—g кгс-м. При несовпадении
прорези гайки с отверстием в болте для шплинта гайку дотянуть в сторону
завертывания. Крышка фиксируется относительно головки шатуна
шлифованными шейками шатунных болтов. В стыках между крышкой и шатуном
ставятся прокладки толщиной о,05мм. Они служат для устранения
возникающего ослабления посадки антифрикционного сплава вкладышей.
Удаляются прокладки из .всех подшипников обычно при первой замене
поршневых колец. Шатун с крышкой обрабатывается вместе, поэтому их
разукомплектовывать нельзя.
На шатуне и его крышке имеется цифровая маркировка, обозначающая
порядковый номер цилиндра, в который устанавливается шатун в сборе с
поршнем.
На крышке шатуна и на шатуне предусмотрены метки А (рис. 3), которые при
установке крышки должны быть направлены
в одну сторону. При сборке поршня с шатуном метки А должны быть обращены
в сторону стрелки, имеющейся на днище поршня.
При постановке в цилиндры поршней с шатунами в сборе поршни должны
устанавливаться так, чтобы стрелки были обращены вперед. При этом
маслоразбрызгивающие отверстия шатунов будут обращены в сторону,
противоположную прорези юбки поршня.
Комплекты, состоящие из шатунов, поршней с кольцами и поршневыми
пальцами для одного двигателя, во избежание нарушения балансировки
должны быть подобраны так, чтобы разница в их весе не превышала 20 г.