|
|
|
содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Термостат системы охлаждения
двигателя ЯМЗ-236
Термостат предназначен для поддержания
постоянной температуры жидкости в системе охлаждения во время
эксплуатации двигателя. При работе двигателя, в зависимости от
нагрузки, числа оборотов и температуры окружающего воздуха,
температура охлаждающей жидкости постоянно изменяется. Выше
упоминалось, что наивыгодней температурой охлаждающей жидкости
является 75—98° С. Для поддержания указанной температуры
жидкости на двигателе служат термостаты, которые автоматически
регулируют поступление охлаждающей жидкости из головок блока в
радиатор.
Двигатель имеет два термостата, установленных в водосборных
трубопроводах обеих частей блока.
Термостат (рис. 29) двухклапанный, гармошечного типа. Основные
детали термостата: корпус 2, баллон 8, центральный клапан 4 и
кольцевой клапан 3.
Гофрированный баллон 8 заполнен
легкокипящей жидкостью и запаян. Дно баллона прикреплено к
корпусу термостата обоймой 1; с противоположной стороны на
крышке 7 баллона укреплен шток 5, соединенный одновременно с
кольцевым клапаном 3. На конце трубки навернут центральный
клапан 4, который при сжатом баллоне плотно прижат к седлу
корпуса 2, перекрывая его выходное отверстие.
Корпус термостата, изготовленный из латуни, имеет два боковых
окна 6, которые закрываются кольцевым клапаном при полном
открытии центрального клапана.
Термостат установлен в коробке 2 (рис. 30), прикрепленной
винтами к водосборному трубопроводу 1. Между трубопроводом и
коробкой термостата установлена уплотняющая прокладка.
Коробка термостата разделена перегородкой 5 на две части. Одна
часть (полость Б) сообщается с перепускной трубкой, а другая
(полость А) —с верхним бачком радиатора.
|
Рис. 29. Термостат:
1- обойма баллона; 2—корпус термостата; 3 — кольцевой клапан;
4—центральный клапан: 5 — шток; 6 — окно в корпусе; 7 — крышка; 8 —
баллон
Рис. 30. Верхний водяной трубопровод с термостатом
А и Б — полости термостата; I — водосборный трубопровод; 2 — коробка
термостата; 3 — термостат; 4— окно; 5—перегородка
Термостат работает следующим образом. Когда
температура жидкости в системе охлаждения ниже 70° С,
центральный клапан закрыт, и жидкость, поступающая из блока в
водосборные трубопроводы, проходит между гофрированным баллоном
и корпусом термостата, выходит через два окна 4 и заполняет
внутреннюю полость Б коробки термостата. Отсюда жидкость
поступает в перепускную трубку 4 (см. рис. 26) и в водяной
насос.
Таким образом, жидкость, минуя радиатор,
циркулирует в блоке двигателя по так называемому малому кругу.
Это создает благоприятные условия для быстрого нагрева жидкости.
При достижении температуры охлаждающей жидкости около 70° С
баллон вследствие нагревания и расширения содержащейся в нем
легкокипящей жидкости удлиняется настолько, что центральный
клапан термостата начинает открываться, и жидкость может
поступать в полость коробки термостата, сообщающуюся с верхним
бачком радиатора. В интервале температур 70—85° С жидкость
циркулирует через радиатор и перепускную трубку. Интенсивность
циркуляции жидкости через радиатор в этом случае зависит от
степени открытия центрального клапана.
Когда температура жидкости повысится до 85° С, центральный
клапан открывается полностью, окна в корпусе термостата
закрываются кольцевым клапаном и жидкость циркулирует только
через радиатор (по «большому кругу»).
При высоких температурах окружающего воздуха, если двигатель
перегревается, можно временно снять термостаты, заглушив при
этом перепускную трубку.
|
содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
|
|
|