Определение индивидуальных особенностей легкоатлета и его возможностей

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Определение индивидуальных особенностей легкоатлета и его возможностей

 

 Чтобы воздействия спортивной подготовки, развивающие и совершенствующие организм спортсмена, его психическую сферу, давали наилучший эффект, они должны достаточно строго соответствовать силам и возможностям атлета, его способности воспринимать и усваивать тренировочные нагрузки, восстанавливаться в требуемой мере к следующему занятию. Поэтому так важно определить возможности спортсмена и его индивидуальные особенности.

Чтобы тренер хорошо знал своих учеников, их характер и склонности, условия работы, учебы, жизни, необходимо проводить медицинские и педагогические обследования. .

Медицинское обследование. Все спортсмены, новички и давно тренирующиеся, должны пройти тщательное врачебное обследование. Задача этого обследования — определить состояние здоровья спортсмена и возможность допуска к тренировке. Для этого необходимо установить физическое развитие' спортсменов, состояние сердечно-сосудистой системы, ЦНС и дыхательной систем, органов пищеварения, выделительной и кроветворной систем; производится также гинекологическое обследование. Используя многообразные методы (функциональные пробы, кардиография, рентгеноскопия, анализ состава крови, мочи и др.), врач дает полную и объективную картину состояния здоровья спортсмена и уровня его функциональных возможностей. Такое обследование обычно проводится 1—2 раза в год.

Перед началом тренировочного года и затем через каждые полгода проводятся подробные антропометрические измерения: рост стоя и сидя, вес, окружность шеи, груди (на вдохе и выдохе), талии, плеч, бедер, голеней, а также спирометрия и динамометрия (кистевая и становая). При этом важно выявить, все ли мышцы развиты в достаточной мере (гармоничное развитие), нет ли «отстающих» групп мышц, нет ли асимметрии в их развитии. Кроме того, следует установить-, имеются ли другие отклонения: сутулость, искривл:ение позвоночника, плоскостопие и др. Следует измерить и толщину подкожного жира.

Если имеется возможность, то желательно измерить быстроту двигательной реакции, устойчивость вестибулярного аппарата, максимальное потребление кислорода и другие функциональные возможности, проявление которых связано с выполнением упражнений избранного вида спорта.

Данные медицинского и научного обследования очень помогают тренеру оценить функциональные возможности органов и систем спортсмена, увидеть сильные и слабые стороны его организма.

Надо также определить физиологический возраст, который часто отличается от паспортного. Это тем более необходимо при подборе однородных групп. В настоящее время физиологический возраст в

среднем на два года старше паспортного. В отдельных же случаях эта разница может быть значительно большей.

 

 

 

Педагогическое обследование. На каждого ученика тренер отводит несколько страниц в своем журнале, куда он записывает все данные о спортсмене: фамилию, имя, отчество, год й месяц рождения, дату начала занятий спортом, виды спорта, которыми занимался ученик и сколько времени, результаты, показанные в соревнованиях, а также данные медицинского контроля и заключение врача. Наряду с этим в журнале отмечаются условия жизни спортсмена (состав семьи, средний заработок на человека, квартира, условия работы, учебы, отдыха, количество часов свободного времени, чем увлекается помимо спорта) и дается его характеристика (дисциплина, трудолюбие, настойчивость, коллективизм, смелость, воля к преодолению ,трудностей, моральные и волевые качества и др.). Надо также оценить возможности высшей нервной деятельности спортсмена, исходя из принятой в физиологии оценки силы нервных процессов спортсмена.

Затем в таблицу, предусматривающую периодическое заполнение, вписываются результаты в контрольных упражнениях и тестах. Необходимо правильно и всесторонне оценить физическую подготовленность спортсменов. Спортивные результаты в прикидках и состязаниях обычно служат основными показателями подготовленности в целом. Однако при этом не видны уровни компонентов подготовленности и в особенности слабые ее стороны. Такие данные можно получить лишь с помощью контрольных упражнений и двигательных тестов. Важно эти измерения производить всегда в одно и то же время дня.

Из всего многообразия тестов (для измерения максимальной силы в статическом и динамическом режимах, максимальной быстроты и выносливости, частоты, скорости передвижения и двигательной реакции, выносливости общей и специальной, способности координировать движения и расслаблять мышцы, подвижности в суставах и гибкости позвоночного столба и др.) выбираются те, которые наиболее полно могут охарактеризовать компоненты двигательной деятельности в избранном виде легкой атлетики. Если есть возможность, то надо провести более глубокий анализ компонентов подготовленности с помощью средств информации (динамография, электромиография, спидометрия, измерение максимального потребления кислорода, величины легочной вентиляции, определение картины крови и многое другое.

Важную роль играют данные контрольных упражнений, которые имеются в каждом виде легкой атлетики (например, преодоление одного препятствия для барьериста, повороты для метателя молота, выполнение второго прыжка для прыгуна тройным, вход в прыжке с шестом и т. д.).

Оценка техники легкоатлета в целом производится тренером по десятибалльной системе, а также с помощью объективных методов (кинематографирование, видеомагнитофонная запись, измерение направления, времени, длины пути и др.).
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..