Управление — многогранный процесс, который
включает в себя следующее.
1. Определение индивидуальных оробенностей и возможностей
спортсмена.
2. Установление цели и длительности пути ее достижения.
3. Установление возможно более конкретных задач обучения,
воспитания и повышения функциональных возможностей.
4. Выбор средств, методов, величин нагрузок, циклов,
периодизации и пр.
5. Составление общих и индивидуальных планов тренировки.
6. Обеспечение условий для эффективной подготовки легкоатлетов.
7. Практическое выполнение плана и регулирование тренировочных и
соревновательных воздействий и нагрузок соответственно
функциональным возможностям спортсмена и развитию его
подготовленности.
Указанные части управления расположены в последовательности их
практической реализации, однако в процессе подготовки приходится
постоянно возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей и
возможностей спортсмена, к установлению новых задач, выбору
более эффективных средств и методов и т. д. В целом управление
процессом спортивной подготовки состоит из. разработки программы
и ее выполнения.
Программа или план подготовки составляется на основании изучения
индивидуальных особенностей спортсмена и условий его жизни.
Следовательно, глубокое изучение их является первым
подготовительным этапом управления. Чем лучше, объективнее
учтены индивидуальные особенности легкоатлета, тем конкретнее
можно поставить задачи, точнее подобрйть средства, методы и
нагрузки, тем ближе к оптимальному план подготовки, тем меньше
может быть несоответствий и отклонений в процессе подготовки и
тем относительно легче управление.
При составлении плана подготовки важно учитывать уже имеющийся
опыт и данные научного обобщения этого опыта, выраженные в
модельных характеристиках легкоатлетов высшего класса. Изучая
эти характеристики (табл. 10—14), тренер получит возможность
увереннее ставить задачи для своих учеников, определять уровни
нагрузок и пр. '
Однако даже хорошо составленная программа подготовки должна
постоянно приспосабливаться к изменяющимся функциональным
возможностям легкоатлета. Изменения эти происходят под влиянием
многообразных воздействий внешних условий, в силу возрастных
особенностей развития организма, а также в результате тренировки
и участия в состязаниях.
В соответствии с этими изменениями процесс тренировки спортсмена
чрезвычайно динамичен, подвижен во всех своих многообразных
частях: в объеме, интенсивности, сложности, психической
напряженности, соотношении работы и отдыха и т. п. В принципе,
все эти изменения тренировочного процесса происходят в виде
постепенного повышения требований к организму легкоатлета на
протяжении месяцев и лет. Но практически вся многообразная
динамика процесса
тренировки изобилует подъемами, спадамц,
плато, имеет волнообразный, ступенчатый характер. Заранее все
это предвидеть в полной мере невозможно, поэтому и необходимо
постоянное сопоставление фактической двигательной деятельности
спортсмена с реакцией на нее его органов и систем, на основе
чего осуществляется регулирование тренировочной нагрузки,
обеспечивающее соответствие между требованиями к спортсмену и
его возможностями.
Для достижения этого соответствия нужно фиксировать фактическое
выполнение и эффективность тренировочной работы (отмечая это в
месячном плане по дням, а затем суммированно за месяц перенося в
годичный план), одновременно контролируя состояние спортсмена,
переносимость им тренировочных и соревновательных нагрузок и в
особенности восстановление после них. Такие показатели позволяют
видеть в динамике весь ход тренировки, ее эффективность в целом
и по частям, а также степень соответствия ее возможностям
спортсмена. Эти показатели позволяют вовремя заметить отклонения
(полезные и нежелательные) и сразу же вносить требуемые
изменения в программу, в режим тренировки и отдыха.
Таким образом, тренер ведет процесс спортивной подготовки по
намеченному, но постоянно корректируемому
пути, зорко наблюдая за сохранением соответствия между
предлагаемыми спортсмену заданиями, упражнениями, нагрузками и
его возможностями. Постоянное сбалансирование программы
тренировки с состоянием и возможностями спортсмена и есть самое
главное в управлении.
Для урегулирования степени воздействий и величин нагрузок в
процессе тренировки используется изменение длительности
упражнения и количества повторений, величины усилий,
координационной сложности движений и психической напряженности
спортсменов. Важно также найти оптимальные интервалы между
отдельными тренировочными нагрузками.
В настоящее время большое значение приобрела та часть
управления, которая должна обеспечивать оптимальное соотвётствие
между функциональными возможностями спортсмена и нагрузкой,
полученной им в течение одного тренировочного дня.
Ежедневная тренировка (нередко дважды и трижды в день) — основа
подготовки спортсменов. В связи с этим чрезвычайно важную роль
играет полное восстановление всех сил и возможностей спортсмена
к очередному тренировочному дню с наибольшей нагрузкой. При
облегченных нагрузках достичь этого легко. Но при значительных
нагрузках нетрудно превысить возможности организма в восприятии
тренировочных требований, в восстановлении затрат в требуемое
время. В результате на протяжении дней и недель тренировка
происходит с перегрузкой, ухудшаются состояние и
работоспособность легкоатлета, накапливается нервная усталость,
приводящая вскоре к перетренировке.
Как указывалось ранее, с целью еще большего повышения
тренировочных требований к организму спортсмена иногда несколько
занятий подряд проводят при недовосстановленном состоянии.
Однако и в этом случае надо в последующих занятиях уменьшать
нагрузку и обеспечить полное восстановление перед новым
микроциклом с серией занятий с повышенной нагрузкой.
Чтобы соразмерить ежедневную тренировочную нагрузку с
возможностями спортсмена, надо постоянно, изо дня в день,
оценивать степень восстановления.
Для этого имеются различные биохимические и медицинские методы.
В ряде случаев можно ежедневно оценивать степень восстановления
показателем в контрольной упражнении, например измерением
прыгучести по В. М. Абалакову, быстроте двигательной реакции на
старте, длине тройного прыжка с места, дальности броска ядра
двумя руками назад через голову и др.
Пока не все тренеры и спортсмены могут использовать результаты
методик, позволяющих ежедневно и быстро оценивать уровни
восстановления и работоспособности, надо пользоваться более
простыми и доступными для всех методами. Элементарный контроль
спортсмена должен быть ежедневным. Только в этом случае можно
судить о восстановлении сил и возможностей спортсмена по
показателям состояния, по наглядной динамике их изменений на
протяжении длительного времени.
Рассмотрим основные части управления процессом подготовки и
наиболее полно главную ее сторону — практическое выполнение
плана и регулирование тренировочные и соревновательных нагрузок.
|