Наибольшее значение имеет план
перспективной подготовки на четыре года, например от одной
спартакиады народов СССР до другой, от одних олимпийских игр до
следующих. При составлении перспективного плана подготовки на
такой срок конкретно учитываются индивидуальные особенности
легкоатлета, его возраст, физическое развитие, морально-волевые
качества, а также результаты в беге на короткие и другие
дистанции, в прыжках и метаниях и в контрольных упражнениях. На
основании этих данных определяют сильные стороны легкоатлета и
намечают пути дальнейшего роста в спортивной специализации. В
перспективном плане тренировки отмечают и слабые
стороны подготовленности легкоатлета, на развитие которых надо
обратить особое внимание.
Данные об уровне разных сторон подготовленности легкоатлета
позволяют наметить рост спортивных результатов по годам. При
этом по годам планируются результаты и в других видах легкой
атлетики (например, в спринте — для прыгуна в длину, в прыжках —
для метателя и т. п.), и в упражнениях ОФП (например, в толкании
штанги, лазании по канату, прыжковых упражнениях и др.).
В соответствии с этим для каждого года тренировки указывается
главная цель. Не всегда этой целью будет результат в спортивной
специализации. Например, для многих юных легкоатлетов важнее
всего развивать быстроту и особенно улучшить скорость в спринте,
а также овладеть основами техники видов легкой атлетики в
процессе всестороннего физического воспитания. Другим юным
легкоатлетам надо создавать основу для будущей специализации в
беге на средние и длинные дистанции. В то же время главная цель
годичной тренировки для взрослых легкоатлетов — достижение более
высокого результата в избранном виде легкой атлетики.
Не во всех случаях надо планировать ежегодное улучшение
спортивного результата. Нередко приходится больше заниматься
отстающей стороной подготовленности спортсмена и в связи с этим
меньше уделять времени тренировке и соревнованиям.
В зависимости от главной цели устанавливаются основные задачи и
средства для каждого года тренировки. Здесь нет необходимости
конкретизировать задачи и средства, как в годичном плане
тренировки. Важно, чтобы эти задачи и средства определяли
основные направления тренировки, показывали их изменения по
годам. Для этого в плане основные задачи и средства
распределяются по годам и указывается их объем в примерных
количествах километров, величинах поднятого груза, числе
прыжков, количестве часов и т. д.
В соответствии с главной целью и задачами каждого года
подготовки годичные планы могут иметь разную направленность. Для
большинства взрослых легкоатлетов планируются примерно
одинаковые по построению годичные циклы, в которых основные
задачи и средства переходят из года в год без значительных
изменений. Однако эти годичные циклы не тождественны. С каждым
годом увеличивается объем и интенсивность тренировочных
упражнений, повышаются требования к психическим и физическим
возможностям спортсмена, возрастает подготовленность
легкоатлета. В подготовке молодых легкоатлетов — кандидатов в
мастера — объем основных средств должен увеличиваться
постепенно, примерно повышаясь до 1,5 объема основных средств
предыдущего года.
В плане многолетней тренировки необходимо сохранять все основные
задачи: воспитание моральных и волевых качеств, овладение и
совершенствование техники и тактики, развитие (общее и
специальное) физических качеств, приобретение теоретических и
практических знаний и навыков.
Все эти задачи решаются в каждом годичном цикле на протяжении
всех лет тренировки спортсмена. Однако в зависимости от главной
цели
годичной тренировки, индивидуальных
особенностей легкоатлета и многих других факторов одним задачам,
уделяется в процессе года и по годичным циклам больше внимания,
другим меньше. В соответствии с этим изменяется и содержание
подготовки.
Многолетние планы составляются по общепринятой форме: слева в
первой вертикальной графе указывают главные задачи подготовки, а
в следующих графах (по числу лет плана) — желаемые уровни
решения этих задач (результаты в избранном виде легкой атлетики
и других упражнениях, показатели развития силы, быстроты,
выносливости, гибкости и пр., овладение техникой и оценка
технического мастерства и т. д.). В план также вписываются
задачи воспитательные и образовательные с соответствующим
распределением их по годам. В общем все, что определяет основные
направления тренировки, следует внести в перспективный план.
|