Во внутреннюю масляную систему дизеля 2Д70
входят три масляных насоса шестеренного типа: циркуляционный насос;
насос для смазки дизеля, который установлен на коробке агрегатов, насос
центрифуги, смонтированный на валу масляного насоса для смазки.
Маслопрокачивающий насос установлен на тепловозе, приводится во вращение
от электродвигателя и принадлежит к внешней масляной системе, поэтому на
рис. 57 он изображен условно. Основными насосами дизеля являются насос
циркуляционный и насос для смазки дизеля. Эти насосы отличаются между
собой производительностью и рабочими давлениями, а конструктивно только
шириной рабочих шестерен (рис. 59).
Циркуляционный насос приводится в действие от коленчатого вала через
зубчатый поводок, посаженный на шлицах на валу насоса. В корпусе 5
насоса имеется расточка, в которой вращается ведомая 3 и ведущая 4
шестерни с наклонными зубьями. С торцов расточка корпуса закрыта
планками 2, 6 роликовых подшипников, на которые опираются верхний и
нижний валы насоса. Суммарный боковой зазор в шестернях, прижатых к
одному торцу насоса, 0,25—0,6 мм. Боковые зазоры в шестернях проверяют в
сближенном состоянии. С наружной стороны насос закрыт крышкой 7. Корпус,
планки подшипников и
крышка стянута шпильками. При вращении шестерни
масло засасывается внутрь расточки корпуса через всасывающий патрубок,
заполняет пространство между зубьями и стенкой корпуса и переносится в
полость нагнетания.
На ведущую шестерню 4, насаженную на верхний вал, действуют сила
давления масла и сила от давления зуба на зуб. Чтобы уравновесить эти
две силы, суммарно действующие на верхний вал, в торец шарикоподшипника
упирается поршень 9, головка которого входит во внутреннюю расточку
крышки. Масло через каналы в крышке попадает в полость над поршнем и
оказывает
противодавление на ведущую шестерню. Перед постановкой на дизель
основные масляные насосы обкатывают на специальном стенде по техническим
условиям на
поставку насосов заводом-изготовителем.
При установке насоса на дизель до постановки зубчатой муфты контролируют
соосность шейки ведущей шестерни насоса и
привода с помощью технологической втулки, надетой на шейку
шестерни насоса.
При этом ведущая шестерня масляного насоса должна проворачиваться
свободно от руки. Оба масляных насоса — циркуляционный и для смазки
дизеля — монтируют на коробке привода агрегатов, первый с правой стороны
дизеля, второй с левой стороны, как указано на кинематической схеме и на
общем виде дизеля.
Универсальные характеристики масляного насоса для смазки дизеля и
циркуляционного (рис. 60) показывают изменения
расходов в функции сопротивления сети и изменения к. п. д. в
зависимости от частоты вращения ведомых валов насоса. Как
видно из универсальных характеристик, масляные
насосы работают вдоль характеристики дизеля с удовлетворительными
параметрами. Потребляемая мощность насоса для смазки не превышает 18 л.
с., а расходуемая мощность циркуляционным насосом не превышает 30 л. с.