По конструкции и подаче водяные насосы, обслуживающие контур охлаждения
дизеля и контур охлаждения наддувочного воздуха с теплообменниками,
одинаковы. Установка их на дизеле отличается только разворотом улиток.
Водяные насосы центробежного типа (рис. 64) монтируют на корпусе привода
агрегатов.
Вал водяного насоса и шпонки сделаны из нержавеющей
стали. Рабочее колесо 16 отлито из бронзы, насажено на конус и затянуто
гайкой 23, законтренной стальной коррозионно-стойкой шайбой 17. При
посадке колеса 16 на вал проверяют прилегание конических поверхностей по
краске (не менее 80% поверхности). Биение уплотняющей поверхности колеса
после посадки на конус и затяжки гайки не более 0,1 мм. Коническую
шестерню затягивают гайкой моментом 45—55 кгс-см.
Лопатки рабочего колеса насоса загнуты назад и вращаются против часовой
стрелки (если смотреть со стороны всасывающей головки). Вода входит в
отверстие во всасывающей головке, захватывается лопатками рабочего
колеса и под действием центробежной силы отбрасывается к периферии
корпуса, откуда по каналам улитки выходит в нагнетательный трубопровод
водяного коллектора. На водяных насосах применены торцовые уплотнения.
При вращении крыльчатки вращаются резиновая манжета и кольцо торцового
уплотнения. Пружина 24 надежно прижимает кольцо 27 к фланцу.
Подшипник смазывают универсальной среднеплавкой смазкой УС-2/Л/ГОСТ
1033—73. Лабиринтное уплотнение предотвра-
щает течь масла вдоль вала. Просочившиеся масло и вода отводятся через
штуцер 1. Насосы испытывают при температуре воды 70°С±10°С на режимах,
указанных в табл. 4. В конце пятого режима замеряют подачу насоса,
которая должна быть не менее 100 000 л/ч. Во время испытаний не
допускаются перегревы подшипников свыше 100°С, пропуски воды через
сальники, а также появление посторонних шумов.
При установке узла на коробку привода насосов на вал насоса
устанавливают шестерню и затягивают предварительно гайкой моментом 27—33
кгс-см для обжатия резьбы, после чего окончательно затягивают гайки
моментом 45—55 кгс-см.
Универсальная гидравлическая характеристика водяного насоса сети
тепловоза приведена на рис. 65. Линия АВ изображает
сопротивление сети тепловоза, на которую работает
водяной насос. Пересечение напорной кривой насоса при н=2345 об/мин
соответствует номинальному режиму работы дизеля и обозначено точкой С,
которая соответствует расходу Q = 115 м3/ч, Н = 16,4 м вод. ст. и к. п.
д. н== 0,68.
В рабочей зоне насоса от точки С1 до точки С коэффициент
полезного действия изменяется от 0,73 до 0,68, т. е. лежит в пределах
высоких к. п. д. Как видно из приведенной характеристики,
устанавливаемые на дизелях 2Д70 водяные насосы полностью обеспечивают
эффективное и надежное охлаждение всей водяной системы.