12. Шатуны дизеля 2Д70

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели типа Д70 (Синенко Н. П., Турчак Е. В.) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

12. Шатуны дизеля 2Д70



На шатуны действуют переменные силы газов, направленные вдоль оси, а также переменные по величине инерционные силы, нагружающие шатун как в продольном, так и в поперечном направлениях. Шатуны работают на усталость. При выборе формы и размеров шатуна учитывались тип и назначение двигателя, его быстроходность и напряженность, а также масштаб производства. Шатуны штампуют без обработки стержней шатунов.

Стержни главных и прицепных шатунов изготовлены за одно целое с поршневыми головками. Нижняя головка главного шатуна разъемная, а прицепного шатуна сборная.

Форма и размеры поршневых головок шатунов выбраны с учетом высоких удельных давлений в месте сочленения с поршнем при повышенной температуре и при недостаточной смазке. Поршневая головка шатуна подвергается изгибу силами инерции поступательно-движущихся масс поршневой группы и силами давления газов. Напряжения изгиба имеют максимальное значение в месте перехода головки в стержень шатуна. Для уменьшения напряжений переход сделан плавно с максимально возможным радиусом. Подшипники поршневых шатунов представляют собой стальные втулки, в которых запрессованы бронзовые втулки из бронзы ОС-8-12- Косые шлицы на поверхности бронзовых втулок служат для охлаждения маслом. Поверхности втулок поршневых головок обработаны не ниже 8-го класса шероховатости.

При расчете головки шатуна определяли напряжения от растягивающей силы инерции, напряжения от сжимающей шатун силы, напряжения от запрессовки втулки и от нагрева головки. Запас прочности подсчитывали с учетом всех напряжений и деформаций поршневой головки, а также удельного давления между втулкой и поршневым пальцем.

Кривошипная головка шатунов выполнена разъемной (рис. 28). Шатунная группа скомплектована из главного шатуна с коротким и жестким стержнем и прицепного шатуна, устанавливаемых на верхнюю половину нижней шатунной головки. Отъемный стержень главного шатуна 5 легко вынимается из втулки цилиндра. К нижней головке стержень крепится шпильками 3.

Нижняя головка шатуна состоит из верхней половины (сторона стержня) и крышки. На плоскостях разъема профрезерованы треугольные шлицы, надежно удерживающие верхнюю половину шатуна от поперечных перемещений. Она зафиксирована штифтом и скреплена с нижней крышкой четырьмя шпильками. Главный 5 и прицепной 14 шатуны соединены между собой пальцем, который крепится к стержню шатуна 14 двумя шпильками 12. Такое соединение прицепного шатуна с главным обеспечивает умеренные нагрузки на втулку прицепного шатуна. Стержни главного и прицепного шатунов таврового сечения отштампованы из легированной стали.

Верхние головки шатунов смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по каналу в стержне шатуна. К шатунному подшипнику и пальцу прицепного шатуна масло поступает из коренных подшипников коленчатого вала через косые каналы в валу и в шатуне.

Кривошипная головка дизеля нагружена силами инерции по-ступагельно-движущихся и вращающихся масс шатуна, поэтому для обеспечения жесткости она максимально усилена в месте разъема и имеет жесткую крышку с ребрами.

 

 

 

 

 

Рис 28 Шатуны
1 — нижняя крышка шатуна, 2 — верхняя крышка шатуна, 3, 1, 12 шпильки, 4 подшипник верхней головки, 5 — главный шатун, 6 — втулка прицепного шатуна, 8 нижний вкладыш, 9 — верхний вкладыш, 10 — штифт, 11 — палец прицепного шатуна; 13 — замок 14 — прицепной шатун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..