содержание ..
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79 80
..
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
ЗИЛ-130
Для улучшения отопления кабины автомобиля ЗИЛ-130 с самого начала был
принят вентилятор повышенной производительности. Однако электродвигатель
типа МЭ211 рабочего колеса вентилятора отопителя оказался перегруженным
и из-за перегрева обмоток преждевременно выходил из строя. На режим
работы электродвигателя, а следовательно, на параметры его рабочей точки
и его нагрузку влияет ряд факторов, зависящих как от собственно
электродвигателя, так и от системы отопления в целом. Ниже приведены
результаты исследования некоторых факторов на температуру перегрева
электродвигателя в °С:
Изготовление электродвигателя..............±10
Положение заслонки . . 7—8
Изготовление рабочих колес........±2—3
Изготовление воздуховодов..................±2—3
Из приведенных данных следует, что в основном на
температуру перегрева электродвигателя влияет разброс его параметров.
286
Средняя температура перегрева обмотки якоря
превышала допускаемую по ГОСТу 3940—57*, а при неблагоприятном сочетании
всех факторов достигала недопускаемых значений. Чтобы уменьшить перегрев
обмоток электродвигателя, пробовали применить электродвигатель типа
МЭ219 большей мощности (35 Вт). Испытания подтвердили целесообразность
такой замены, однако по технологическим и экономическим соображениям он
не был прннят для установки в отопителе ЗИЛ-130. Была попытка уменьшить
нагрузку на электродвигатель путем замены стального рабочего колеса
пластмассовым. При этом температура перегрева понизилась на 5—12° С и
одновременно увеличилась производительность отопителя вследствие
увеличения частоты вращения рабочего колеса на 6%. Однако из-за
недостаточной механической прочности рабочее колесо из пластмассы не
могло быть допущено в производство.
Была проверена возможность уменьшения нагрузки электродвигателя путем
изменения конструкции металлического рабочего колеса (12 лопаток и
отрицательный угол выхода 45°). Новое рабочее колесо позволило снизить
перегрев обмоток якоря электродвигателя МЭ211 до допускаемых значений и
одновременно повысить производительность отопителя на 10%, но оно
оказалось весьма нетехнологичным и в массовое производство прннято не
было.
Далее электродвигатель МЭ211 был оборудован протяжной вентиляцией. Были
изготовлены образцы электродвигателей с различной формой и площадью
вентиляционных окон в его крышках. Охлаждающий воздух через
электродвигатель протягивается за счет разрежения, создаваемого в улитке
вентилятора. Испытания показали, что при охлаждающем потоке,
составляющем 1—1,5% основного потока вентилятора, температура перегрева
снижается вдвое. При испытании вентилируемых электродвигателей была
установлена их достаточная надежность.
Новые требования к отоплению кабины потребовали увеличения
производительности вентилятора отопителя. С этой целью было
спроектировано новое рабочее колесо с уширенными лопатками и для него
был подобран новый электродвигатель мощностью 35 Вт типа МЭ226.
Параметры рабочей точки этого электродвигателя приведены в табл. 85.
В процессе доводочных работ была разработана методика, позволяющая с
достаточной точностью подбирать электродвигатели к рабочему колесу
соответствующего отопителя. Согласно этой методике электродвигатель с
рабочим колесом устанавливают в отопитель автомобиля и снимают
вольт-амперную характеристику I = f(U) электродвигателя (кривая 1, рис.
112).
содержание ..
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79 80
..
|