ОСВЕТИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

ОСВЕТИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Номенклатура осветительных приборов автомобиля ЗИЛ-130 соответствует требованиям ГОСТа 8769—69 на внешние световые приборы автомобиля и их расположение. На автомобиле должны были быть установлены фары, подфарники, задние фонари.

Фары. Вначале на автомобилях ЗИЛ-130 устанавливались фары ФГ2-Г2. Затем стали применять фары ФГ-122-Г с уменьшенными корпусами и упрощенной системой регулировки. Оптические элементы фар (типа ФГ-105) снабжались измененными рассеивателями, улучшающими светораспределение. В результате этого изменения сила света фар в направлениях, определяющих слепящее действие (в точках экрана вверх — влево и вправо), несколько снизилась, а в направлениях, определяющих освещенность дороги (вниз — вправо), повысилась.

Задние фонари. На первые автомобили ЗИЛ-130 устанавливали стандартные фонари типа ФП13 и отдельно на платформе световозвращатели. По предложению ЗИЛ были разработаны задние фонари ФП101, имеющие рассеиватель из полистирола, являющийся одновременно и световозвращателем. При испытании фонарей (серийных ФП13, новых ФП101 с лампами 21 и 3 св и фонаря автомобиля Форд Т750 с лампами 32 + 4 св) их светотехнические характеристики определяли путем фотометрирова-ння люксметром со светофильтром с расстояния 1 м при напряжении питания: 12,8 В для нити или лампы 21 и 32 св, 13 В для нити или лампы 3 св и 14 В для нити 4 св.

Результаты фотометрирования показали, что фонари ФП101 имеют большую максимальную силу света, чем фонари ФП13. При этом было отмечено, что рассеиватели фонарей ФП101 более светлой окраски дают лучшие показатели.

Свойства световозвращающих элементов рассеивателей оценивали путем определения относительного коэффициента отражения, для чего рассеиватель освещался фарой на расстоянии

10 м. Освещенность меняли (100; 50 и 30 лк) и каждый раз измеряли яркость световозвращателя в апостильбах при помощи измерителя яркости ЯКП-1, который устанавливали рядом с источником освещения. Относительный коэффициент отражения

равен отношению яркости световозвращательных элементов рассеивателя к его освещенности. Результаты измерений приведены в табл. 84, из которой следует, что по отражающим свойствам темные рассеиватели ФП101 значительно уступают другим рассеивателям, а светлые рассеиватели немного уступают лишь светлым отдельным отражателям.

 


84. Параметры световозвращающих элементов

Прибор

Яркость световозвращателей в апостильбах при освещенности в лк

Средний относитель­ный коэф­

 

100,8

56

33,6

фициент

отражения

Световозвращатель отдельный, се­рийный:

темный   

51

29

17

0,5

светлый  

74

41

23

0,7

Рассеиватель фонаря ФП101: темный   

37

20

12

0,36

светлый  

63

35

21

0,62

Рассеиватель фонаря автомобиля Форд Т750      

53

29

16

0,5

 

Видимость габаритного света, освещения номерного знака и сигнала торможения определялась в ночное время при движении автомобиля по ровному участку асфальтированного шоссе. Ее оценивали субъективно с расстояния 300 м (для габаритного света и сигнала торможения) и 25 м для освещения номерного знака. Сравнение показало, что видимость во всех случаях у фонаря ФП101 лучше, чем у фонаря ФП13.


Подфарники. Подфарники ПФ101-Б, устанавливаемые на автомобиле ЗИЛ-130, не подвергались изменению. Они снабжены лампами 12 В 21 + 6 св; нити 21 св включены в цепь указателей поворота; нити 6 св—-в цепь указателей габарита.

В соответствии с требованиями международных норм на автомобилях должны устанавливаться, кроме передних и задних указателей поворота, еще и боковые повторители указателей поворота. В связи с этим были спроектированы фонари боковых указателей поворота для грузовых автомобилей. На основании этих чертежей завод-изготовитель разработал фонарь типа УП101 с лампой 3 св.



Лампы накаливания. При эксплуатационных испытаниях автомобиля ЗИЛ-130 была отмечена недостаточная долговечность нитей ламп. Отдельные случаи выхода ламп из строя, в основном, объяснялись плохой приваркой и недостаточной вибростойкостью нитей. Однако было проведено исследование, чтобы определить фактическое напряжение на лампах. Были определены все переходные сопротивления в цепи каждой лампы, сопротивления проводов и сила тока в данной цепи, а также построены

 

вольт-амперные характеристики ламп. Для определения возможного напряжения на источниках тока были проанализированы материалы испытаний 157 реле-регуляторов.

Анализ показал, что более чем у 70% реле-регуляторов регулируемое напряжение равно 14,5 В и ниже. Поэтому опыты и расчеты проводились при напряжениях 14,8; 14,5 и 13,8 В.

После определения суммарных сопротивлений и сил токов в каждой цепи с учетом всех сопротивлений определяли напряжение на данной лампе накаливания.

Измерение сопротивления в цепях производили как на новом автомобиле, так и на автомобиле, бывшем в эксплуатации.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

— напряжение на нитях дальнего света ламп фар (50 Вт) меняется в холодном состоянии от 13,8 до 12,3 В; срок службы их соответственно равен 145—312 ч;

— напряжение на нитях ближнего света ламп (40 Вт) изменяется в пределах 13,9—12,6 В; их срок службы равен 153— 306 ч;

— напряжение на нитях 6 св ламп подфарников колеблется от 14,5 до 13,4 В, а их срок службы составляет 200—485 ч;

— напряжение на лампах 3 св заднего фонаря изменяется в пределах 14,4—12,2 в, а их срок службы соответственно от 210 до 487 ч.

Приведенные данные показывают, что для обеспечения требуемого срока службы ламп регулируемое напряжение должно быть меньше 14,5 В (14,4—14,1 В).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..