Генератор переменного тока автомобиля ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Генератор переменного тока автомобиля ЗИЛ-130

Принципиальными недостатками генераторов постоянного тока является наличие вращающейся якорной обмотки и коллектора. В генераторе переменного тока отсутствует коллектор, а якорные обмотки неподвижны. Это исключает значительную часть дефектов, снижает объем технического обслуживания, дает возможность увеличить частоту вращения генератора, а следовательно, улучшить баланс электроэнергии.

Был разработан генератор с отдельно расположенным селеновым выпрямителем, выбор которого был в то время оправдан тем, что кремниевых диодов для автомобильных генераторов еще не было, а селеновые выпрямители выпускались отечественной промышленностью для автобусных генераторов переменного тока. Комплект генераторной установки переменного тока состоял из генератора Г-259 (12 В, 28А), селенового герметичного выпрямителя 100Л26-У и реле-регулятора РР-41А. Испытаний эта генераторная установка не выдержала. Основные недостатки — затрудненный монтаж и чрезмерный нагрев селенового выпрямителя.

Затем был разработан генератор переменного тока мощностью 350 Вт с встроенными кремниевыми диодами. Опытные образцы таких генераторов типа Г-138 завода АТЭ и Г-260М завода КАТЭК, работавшие совместно с двухэлементными реле-регуляторами РР-125 завода АТЭ-1, выдержали стендовые испытания в течение 3800 ч и эксплуатационные при пробегах до 50 тыс. км. При испытании было обнаружено перемещение витков статорной обмотки и межвитковые замыкания, так как обмотки не имели пропитки.

Одновременно было принято решение о разработке единого генератора переменного тока для всех автомобильных заводов. Генератор Г-250 мощностью 500 Вт был разработан заводом КАТЭК и НИИавтоприборов. Испытания этого генератора, который имел, в частности, отдельные диоды, выявили следующие дефекты: разрушение изоляции статорной обмотки из-за перегрева; разрушение подшипников; зависание щеток; износ контактных колец; выход из строя диодов. Завод АТЭ-1 внес в генератор ряд изменений, чтобы устранить эти дефекты (увеличены размеры вентиляционных окон в крышках, ввел усиленную про-питку обмотки статоров для устранения межвитковых замыканий, а в подшипниках — смазку ЛД-31 вместо применявшейся ранее ОКБ-122-7 и т. п.). Одним из значительных конструктивных изменений явилось введение блока диодов вместо применявшихся ранее отдельных диодов. Однако при испытаниях была обнаружена недостаточная вибропрочность блоков и низкое качество сборки полупроводникового элемента с алюминиевым радиатором. С помощью конструктивных и технологических мероприятий эти недостатки были устранены.

Длительные стендовые испытания генераторов и реле-регуляторов проводятся, как правило, на многопозиционных стендах, имеющих раму для крепления генераторов и реле-регуляторов и один или несколько электродвигателей переменного тока. Для изменения частоты вращения генераторов служат сменные шкивы.

Стенды для лабораторной проверки генераторов и реле-регу-ляторов имеют переменную частоту вращения. Генератор крепится на стенде и приводится во вращение клиновидным ремнем, как, например, на стенде ГАРО, или через соединительную муфту, как, например, в динамометрической машине фирмы УЕМ (ГДР). Частота вращения на стенде изменяется или при помощи вариатора (стенд ГАРО) или путем изменения частоты вращения приводного двигателя, включенного по схеме Г — Д (стенд УЕМ).

Генератор переменного тока, который изображен на рис. 108, представляет собой трехфазную 12-полюсную электрическую машину с встроенным выпрямительным блоком и проточной вентиляцией. Генератор, предназначенный для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля с присоединением отрицательного вывода на корпус (массу), имеет следующие выводы: « + » — для соединения с аккумуляторной батареей и с потребителями, Ш — для соединения с выводом Ш регулятора напряжения и «—» для соединения с корпусом регулятора напряжения и массой.

Принципиальная схема соединения генератора и регулятора напряжения на автомобиле показана на рис. 109.

Генератор состоит из следующих основных частей: статора 12 (рис. 108), ротора 11, крышки 1 со стороны контактных колец, крышки 10 со стороны привода, шкива 8 и вентилятора 5. Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической стали, в восемнадцати пазах которого заложена трехфазная катушечная обмотка, соединенная в звезду. Ротор имеет обмотку возбуждения, клювообразные магнитопроводы. образующие полюса, и контактные кольца 2.

Крышка со стороны колец имеет вентиляционные окна и лапу для крепления генератора. На крышке крепится пластмассовый щеткодержатель 3 с двумя щетками 4, одна из которых соединена с корпусом (массой), а другая с выводом Ш и блоком 13

выпрямительных диодов. Крышка со стороны привода тоже имеет вентиляционные окна, а также лапы для крепления и натяжной планки. Вал 7 генератора вращается в двух шарикоподшипниках 9 и 14 закрытого типа со встроенными резиновыми уплотнителями.

 

 

Рис. 108. Генератор переменного тока

 

 

 

 

Рис. 109. Электрическая схема генератора и регулятора напряжения: I — генератор; II — регулятор напряжения

 

 

 

 

На передний конец вала надет на шпонке 6 шкив 8 с вентилятором 5. При вращении якоря вентилятор просасывает воздух через генератор, вследствие чего он охлаждается.

Постоянный ток от аккумуляторной батареи через регулятор напряжения, щетки генератора н контактные кольца течет по обмотке возбуждения, создавая постоянный магнитный поток. Этот магнитный поток замыкается через клювообразные магни-тоириводы, воздушный зазор и пакет железа статора. При вращении ротора в катушках обмотки статора наводится переменная э. д. с., которая выпрямляется блоком диодов, соединенным в схему Ларионова (трехфазного моста с двухполупериодным выпрямителем).







Ниже приведена техническая характеристика генератора Г-250П1:
Номинальное напряжение в В..........12

Начальная частота вращения возбуждения генератора в холодном состоянии, при которой достигается напряжение 12,5 В, в об/мин при токе нагрузки:

0 . . ............................................900, не более

28 А.......................2100, не более

Начальная частота вращения возбуждения генератора в горячем состоянии в об/мин при токе нагрузки:

0 ..................................................950, не более

28 А............................................2200, не более

Максимальная сила тока в А ..... - 40 ± 5

Масса в кг..............................................5,4

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..