Форма кабины автомобиля ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

Форма кабины автомобиля ЗИЛ-130

 


Форма кузова характеризует технический и эстетический уровень автомобиля. В грузовых автомобилях мода уступает технической целесообразности, поэтому форма кабины весьма стабильна. Если ранее формы кузова грузовых автомобилей носили элементы «прошлогодних» форм легковых автомобилей, то современные формы кузова грузовых автомобилей самостоятельны и создаются на основе эргономических, технологических, эксплуатационных и экономических требований.

 

 

 

Рис. 124. Членение кабины и оперения автомобиля ЗИЛ-130 на детали

 

 


Габаритные размеры кабины автомобиля ЗИЛ-130, а также величина и расположение проемов были определены компоновкой автомобиля и техническими требованиями к рабочему месту водителя. Характерными конструктивными особенностями, определяющими выбор формы, явились следующие: применение панорамного ветрового стекла и аллигаторного капота, а также использование V-образного двигателя, позволившее уменьшить длину оперения и соответственно сдвинуть кабину вперед по отношению к оси передних колес.

Такая компоновка дала возможность увеличить полезную площадь платформы, однако она создала трудности при определении формы задней части крыла и привела к увеличению высоты пола кабины над рамой, что потребовало поднятия линии разъема между крылом и капотом до высоты, обеспечившей штампуемость панели капота.

Расположение двигателя непосредственно над передней осью автомобиля определило форму крыла и вырез в нем под колесо. Нижняя кромка двери кабины является одновременно и нижней границей кабины, порог отсутствует, он спрятан за дверью. Под-ножки прикреплены непосредственно к кабине, а в передней части к крылу.

Контур кабины в поперечном, наибольшем сечении определился внутренней ее шириной на высоте плеч водителя и углом наклона стекол дверей относительно вертикали.

Чтобы конструкция кабины была технологичной, разъемы штампуемых деталей совмещены с границами между различными поверхностями. Плоскости разъема служат базами при штамповке. Линия разъема крыши и панели задка прямая (рис. 124). Разъем крыши с передком осуществляется по плоскости. Разъемы капота, кабины и крыльев образованы двумя взаимно перпендикулярными плоскостями, что также значительно упрощает изготовление и проверку узлов и деталей. Облицовка радиатора и крылья сложной формы расчленены вертикальной плоскостью. Упрощение формы сопряжений основных панелей резко сократило расходы на наладку и облегчило сборку.

 

 

Обзорность кабины автомобиля ЗИЛ-130

Панорамное стекло кабины, короткий и сравнительно узкий капот, низко расположенные крылья автомобиля ЗИЛ-130 обеспечили хорошую обзорность с места водителя. Для сравнения по методике СЭВ была определена обзорность американских автомобилей Форд F750 и Додж D600, имеющих капотную компоновку и автомобиля Форд D700 с кабиной над двигателем (рис. 125).

Границы видимости через нижний левый угол ветрового стекла также показывают преимущество ЗИЛ-130 (размеры в м):



в поперечной плоскости:
ЗИЛ-130................................2,01

Форд F750 . ............2,5

Додж D600 ............................3,2

Форд D700 (кабина над двигателем) . . 2,01

в продольной плоскости (расстояние до бампера):

ЗИЛ-130................................1,45

Форд F750 ............................1,5

Додж D600 ........................3,3

Форд D700 ...............3,10


Хорошая обзорность — важный фактор для повышения безопасности движения и улучшения условий труда водителя.

 

 

 

 

 

Шумоизоляция кабины автомобиля ЗИЛ-130

Ввиду отсутствия во время проектирования кабины ЗИЛ-130 официальных норм по шуму для автомобильного транспорта были приняты нормы, утвержденные Главной санинспекцией для производственных участков. Эти нормы предусматривают разде-ление шумов на три группы в зависимости от их частоты с соответствующим для каждой группы допустимым уровнем звукового давления (в дБ):
Низкочастотные шумы (менее 350 Г ц) 90—100 Среднечастотные шумы (до 800 Гц) . . 85—90

Высокочастотные шумы (более 800 Гц) 75—85

 

Эти нормы ограничивались и практическим определением: человеческая речь должна быть слышна на расстоянии 1,5 м.

Лаборатория НАМИ рекомендует допустимый уровень звукового давления внутри грузовой кабины в пределах 80—90 дБ.

Уровень звукового давления определяли в зависимости от скорости движения автомобиля и от наличия дополнительной шумоизоляции кабины. В стандартной кабине автомобиля ЗИЛ-130 уровень звукового давления не превышает 86 дБ. Экспериментальная кабина с нанесенным по внутренней поверхности слоем пенополиуретана толщиной 15—20 мм понижает уровень шума на 13%. Снижение уровня шума происходит вследствие увеличения жесткости напыленных панелей, которые уменьшают резонанс звуковых колебаний низкой частоты. Уровень средних частот сохранился, а высоких снизился.

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..