содержание ..
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79 80
..
Форма кабины автомобиля ЗИЛ-130
Форма кузова характеризует технический и эстетический уровень
автомобиля. В грузовых автомобилях мода уступает технической
целесообразности, поэтому форма кабины весьма стабильна. Если ранее
формы кузова грузовых автомобилей носили элементы «прошлогодних» форм
легковых автомобилей, то современные формы кузова грузовых автомобилей
самостоятельны и создаются на основе эргономических, технологических,
эксплуатационных и экономических требований.
Рис. 124. Членение кабины и оперения автомобиля
ЗИЛ-130 на детали
Габаритные размеры кабины автомобиля ЗИЛ-130, а также величина и
расположение проемов были определены компоновкой автомобиля и
техническими требованиями к рабочему месту водителя. Характерными
конструктивными особенностями, определяющими выбор формы, явились
следующие: применение панорамного ветрового стекла и аллигаторного
капота, а также использование V-образного двигателя, позволившее
уменьшить длину оперения и соответственно сдвинуть кабину вперед по
отношению к оси передних колес.
Такая компоновка дала возможность увеличить полезную площадь платформы,
однако она создала трудности при определении формы задней части крыла и
привела к увеличению высоты пола кабины над рамой, что потребовало
поднятия линии разъема между крылом и капотом до высоты, обеспечившей
штампуемость панели капота.
Расположение двигателя непосредственно над передней осью автомобиля
определило форму крыла и вырез в нем под колесо. Нижняя кромка двери
кабины является одновременно и нижней границей кабины, порог
отсутствует, он спрятан за дверью. Под-ножки прикреплены непосредственно
к кабине, а в передней части к крылу.
Контур кабины в поперечном, наибольшем сечении определился внутренней ее
шириной на высоте плеч водителя и углом наклона стекол дверей
относительно вертикали.
Чтобы конструкция кабины была технологичной, разъемы штампуемых деталей
совмещены с границами между различными поверхностями. Плоскости разъема
служат базами при штамповке. Линия разъема крыши и панели задка прямая
(рис. 124). Разъем крыши с передком осуществляется по плоскости. Разъемы
капота, кабины и крыльев образованы двумя взаимно перпендикулярными
плоскостями, что также значительно упрощает изготовление и проверку
узлов и деталей. Облицовка радиатора и крылья сложной формы расчленены
вертикальной плоскостью. Упрощение формы сопряжений основных панелей
резко сократило расходы на наладку и облегчило сборку.
Обзорность кабины автомобиля ЗИЛ-130
Панорамное стекло кабины, короткий и сравнительно узкий капот, низко
расположенные крылья автомобиля ЗИЛ-130 обеспечили хорошую обзорность с
места водителя. Для сравнения по методике СЭВ была определена обзорность
американских автомобилей Форд F750 и Додж D600, имеющих капотную
компоновку и автомобиля Форд D700 с кабиной над двигателем (рис. 125).
Границы видимости через нижний левый угол ветрового стекла также
показывают преимущество ЗИЛ-130 (размеры в м):
в поперечной плоскости:
ЗИЛ-130................................2,01
Форд F750 . ............2,5
Додж D600 ............................3,2
Форд D700 (кабина над двигателем) . . 2,01
в продольной плоскости (расстояние до бампера):
ЗИЛ-130................................1,45
Форд F750 ............................1,5
Додж D600 ........................3,3
Форд D700 ...............3,10
Хорошая обзорность — важный фактор для повышения безопасности движения и
улучшения условий труда водителя.
Шумоизоляция кабины автомобиля ЗИЛ-130
Ввиду отсутствия во время проектирования кабины ЗИЛ-130 официальных норм
по шуму для автомобильного транспорта были приняты нормы, утвержденные
Главной санинспекцией для производственных участков. Эти нормы
предусматривают разде-ление шумов на три группы в зависимости от их
частоты с соответствующим для каждой группы допустимым уровнем звукового
давления (в дБ):
Низкочастотные шумы (менее 350 Г ц) 90—100 Среднечастотные шумы (до 800
Гц) . . 85—90
Высокочастотные шумы (более 800 Гц) 75—85
Эти нормы ограничивались и практическим
определением: человеческая речь должна быть слышна на расстоянии 1,5 м.
Лаборатория НАМИ рекомендует допустимый уровень звукового давления
внутри грузовой кабины в пределах 80—90 дБ.
Уровень звукового давления определяли в зависимости от скорости движения
автомобиля и от наличия дополнительной шумоизоляции кабины. В
стандартной кабине автомобиля ЗИЛ-130 уровень звукового давления не
превышает 86 дБ. Экспериментальная кабина с нанесенным по внутренней
поверхности слоем пенополиуретана толщиной 15—20 мм понижает уровень
шума на 13%. Снижение уровня шума происходит вследствие увеличения
жесткости напыленных панелей, которые уменьшают резонанс звуковых
колебаний низкой частоты. Уровень средних частот сохранился, а высоких
снизился.
содержание ..
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79 80
..
|