Создание конструкции кабины современного грузового автомобиля
представляет собой достаточно сложную инженерную задачу, так как к
кабине, кроме общетехнических требований, таких как высокие прочность и
долговечность, малая масса и др., предъявляется ряд специфических
требований, соответствующих ее функциональному назначению. Не менее
важным требованием в условиях массового производства является
технологичность деталей кабины и малая стоимость ее изготовления.
Кабина должна обладать комплексом эстетических и эргономических качеств,
обеспечивающих максимальный комфорт водителю, включая удобство посадки,
входа и выхода, доступность к приборам и органам управления, а также
хорошую обзорность. Для создания в кабине микроклимата, отвечающего
санитарным нормам, большое значение имеют уплотнение и термошумоизоляция
системы вентиляции и отопления. Указанные требования
сформулированы в ГОСТе 9734—61, который является
регламентирующим документом при проектировании.
Кабина компоновочно связана с многими агрегатами и системами автомобиля,
поэтому при плазовой разработке необходимо точно знать кинематические
перемещения передних колес, двигателя и других агрегатов и деталей,
чтобы создать минимально необходимые зазоры в местах возможных
контактов.
Ниже приведена общая характеристика кабины автомобиля ЗИЛ-130:
— кабина автомобиля трехместная закрытая, цельнометаллическая, сварная;
— двери кабины имеют поворотные форточки, снабженные замками с наружными
и внутренними ручками, установами и ограничителями открывания дверей;
левая дверь кабины запирается изнутри, а правая — снаружи при помощи
специального замка в кнопке ручки двери: ключ замка общий с выключателем
зажигания;
— стекла дверей кабины закаленные, неполированные; перемещение и
фиксация стекол осуществляется при помощи механических стеклоподъемников
с внутренними ручками;
— сиденье водителя одноместное, имеет регулировку в горизонтальном и
вертикальном направлениях, а также регулировку спинки по углу наклона;
— пассажирское сиденье двухместное, регулировки не имеет;
— кабина снабжена отопителем для обогрева кабины и ветрового стекла,
устройством для обмыва ветрового стекла, двумя противосолнечными
козырьками, стеклоочистителем с двумя щетками, плафоном внутреннего
освещения, пепельницей, вещевым ящиком, двумя зеркалами и резиновым
ковриком пола; предусмотрено крепление шанцевого инструмента.
Кабина имеет следующие габаритные размеры (в мм):
Наибольшая высота.........1550
Наибольшая ширина (по ручкам дверей) .2010
Длина (снаружи)...........1465
Внутренние размеры кабины и размеры, определяющие
рабочее место водителя, были найдены путем изучения большого количества
различных кабин отечественного и зарубежного производства. Выводы были
практически проверены и уточнены на нескольких макетах. В результате
этого появилась возможность стандартизировать внутренние размеры кабин и
размеры, определяющие рабочее место водителя.
На основе принятых размеров кабины автомобиля ЗИЛ-130 был разработан
ГОСТ 9734—61 (рис. 123 и табл. 88).