КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Шатун дизельного двигателя ЯМЗ-236
Шатун 7 (рис. 17) двутаврового сечения, изготовляется из
хромистой стали 40Х методом штамповки, подвергается закалке и
отпуску.
В отличие от шатунов ранее выпускаемого двигателя ЯАЗ-204 нижняя
головка данного шатуна имеет несколько необычную форму: ее
плоскость разъема расположена не перпендикулярно оси стержня
шатуна, а под углом 55±30. Это вызвано тем, что наружный диаметр
нижней головки больше диаметра цилиндра, и при плоскости
разъема, перпендикулярной к оси стержня шатуна, было бы
невозможно монтировать шатун в сборе с поршнем через гильзу
блока.
Крышка 12 нижней головки шатуна крепится к шатуну двумя болтам
из хромоникелевой стали разной длины. Момент затяжки болтов
равен 16—18 кГ-м. Болты предохраняются от самоотвинчивания
специальными замковыми шайбами 9.
При работе двигателя под действием силы инерции от масс поршня и
верхней части шатуна болты работают не только на растяжение, но
и на срез; поэтому на стыках крышки и тела шатуна для разгрузки
болтов от усилий среза сделаны треугольные зубцы,
предотвращающие продольное смещение крышки по отношению к шатуну
Рис. 17. Поршень я шатун:
1 — стопорное кольцо: 2 — поршневой палец; 3 — маслосъемные
кольца: 4— компрессионные кольца; 5 — поршень; 6— втулка верхней
головки шатуна; 7 — шатун: 8— вкладыши шатунного подшипника; 9 —
замковая шайба: 10— длинный болт крышки шатуна: 11— короткий
болт крышки шатуна; 12— крышка нижней головки шатуна
Подшипник нижней головки шатуна снабжен сменными
вкладышами 8. Для точной посадки вкладышей
в нижнюю головку последняя окончательно обрабатывается в сборе с
крышкой. Поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы и при ремонте
должны комплектоваться только с теми шатунами, с которых они
были сняты. Чтобы не перепутать крышки, на стыке со стороны
длинного болта 10 выбиты метки в виде двухзначного числа,
одинакового для шатуна и крышки, и риски, которые при сборке
должны совпадать.
В верхнюю головку шатуна запрессована втулка 6, изготовленная из
бронзы марки Бр. ОЦС 5-5-5.
По внутреннему диаметру втулок шатуны двигателей до 1966 г.
делились на следующие три размерные группы, обозначаемые
клеймами Б, ББ, БББ на крышке шатуна:
Шатуны комплектуются с поршневыми пальцами
одной размерной группы.
Начиная с июня 1966 г., не делают разбивки шатунов на размерные
группы.
Для смазки трущихся поверхностей верхней головки шатуна и
бобышек поршня вдоль стержня шатуна просверлен канал, по
которому масло из (нижней головки шатуна под давлением поступает
к верхней головке. Масло подается через дозирующее очко и далее
по каналу шатуна поступает в кольцевое пространство втулки
верхней головки.
На верхней и нижней головках шатуна имеются бобышки, •с которых
снимают металл при подгоне шатунов по весу.
|