Шатун дизельного двигателя ЯМЗ-236

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

 

 

Шатун дизельного двигателя ЯМЗ-236

 

 



Шатун 7 (рис. 17) двутаврового сечения, изготовляется из хромистой стали 40Х методом штамповки, подвергается закалке и отпуску.

В отличие от шатунов ранее выпускаемого двигателя ЯАЗ-204 нижняя головка данного шатуна имеет несколько необычную форму: ее плоскость разъема расположена не перпендикулярно оси стержня шатуна, а под углом 55±30. Это вызвано тем, что наружный диаметр нижней головки больше диаметра цилиндра, и при плоскости разъема, перпендикулярной к оси стержня шатуна, было бы невозможно монтировать шатун в сборе с поршнем через гильзу блока.

Крышка 12 нижней головки шатуна крепится к шатуну двумя болтам из хромоникелевой стали разной длины. Момент затяжки болтов равен 16—18 кГ-м. Болты предохраняются от самоотвинчивания специальными замковыми шайбами 9.

При работе двигателя под действием силы инерции от масс поршня и верхней части шатуна болты работают не только на растяжение, но и на срез; поэтому на стыках крышки и тела шатуна для разгрузки болтов от усилий среза сделаны треугольные зубцы, предотвращающие продольное смещение крышки по отношению к шатуну

 

 

 

 

 

Рис. 17. Поршень я шатун:
1 — стопорное кольцо: 2 — поршневой палец; 3 — маслосъемные кольца: 4— компрессионные кольца; 5 — поршень; 6— втулка верхней головки шатуна; 7 — шатун: 8— вкладыши шатунного подшипника; 9 — замковая шайба: 10— длинный болт крышки шатуна: 11— короткий болт крышки шатуна; 12— крышка нижней головки шатуна

 

 

 



Подшипник нижней головки шатуна снабжен сменными

вкладышами 8. Для точной посадки вкладышей в нижнюю головку последняя окончательно обрабатывается в сборе с крышкой. Поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы и при ремонте должны комплектоваться только с теми шатунами, с которых они были сняты. Чтобы не перепутать крышки, на стыке со стороны длинного болта 10 выбиты метки в виде двухзначного числа, одинакового для шатуна и крышки, и риски, которые при сборке должны совпадать.

В верхнюю головку шатуна запрессована втулка 6, изготовленная из бронзы марки Бр. ОЦС 5-5-5.

По внутреннему диаметру втулок шатуны двигателей до 1966 г. делились на следующие три размерные группы, обозначаемые клеймами Б, ББ, БББ на крышке шатуна:

 

 

 

Шатуны комплектуются с поршневыми пальцами одной размерной группы.

Начиная с июня 1966 г., не делают разбивки шатунов на размерные группы.

Для смазки трущихся поверхностей верхней головки шатуна и бобышек поршня вдоль стержня шатуна просверлен канал, по которому масло из (нижней головки шатуна под давлением поступает к верхней головке. Масло подается через дозирующее очко и далее по каналу шатуна поступает в кольцевое пространство втулки верхней головки.

На верхней и нижней головках шатуна имеются бобышки, •с которых снимают металл при подгоне шатунов по весу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..