КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500
Коренные и шатунные подшипники
коленчатого вала дизельного двигателя ЯМЗ-236
Коренные 7 (рис. 12) и шатунные подшипники
коленчатого вала состоят из двух .тонкостенных вкладышей,
изготовленных из малоуглеродистой стлали 10 и покрытых изнутри
слоем свинцовистой бронзы толщиной 0,3—0,65 мм. Применение в
качестве антифрикционного покрытия свинцовистой бронзы
объясняется ее способностью воспринимать более высокие удельные
нагрузки по сравнению с высокооловянистыми баббитами. Кроме
того, свинцовистая бронза является сравнительно более дешевым
материалом. К недостаткам свинцовистой бронзы следует отнести
малую стойкость при воздействии органических кислот,
содержащихся в масле. Поэтому для смазки двигателя необходимо
применение масла 'особых сортов со специальными присадками. 1
Для защиты от коррозии поверхности вкладышей, за исключением
внутренней, покрыты тонким слоем (0,003 мм) специального сплада
свинца.
Вкладыши коренных и шатуных подшипников и гнезда под них в блоке
и шатунах обработаны с высокой точностью, что позволяет
устанавливать их на место без применения каких-либо
регулировочных прокладок. Внутренние поверхности вкладышей для
получения высокой чистоты обработки обрабатываются алмазом.
Диаметр вкладыша в плоскости разъема в свободном состоянии
больше диаметра гнезда, благодаря чему обеспечивается плотная
посадка вкладыща в гнезде и, следовательно, надежный отвод тепла
от вкладыша. Для улучшения отвода тепла поверхности, к которым
прилегают вкладыши, хонингуют, чем достигается высокая точность
прилегания. Это очень важно, так как если вкладыши неплотно
прилегают к гнезду, то они быстро перегреваются, 1что вызывает
задир шеек коленчатого вала.
Толщина стенки вкладышей не одинакова по длине окружности: в
средней части она наибольшая, у стыков — наименьшая.
Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних
наличием кольцевой канавки в заливочном слое с отверстием
посередине для подвода масла, вследствие чего они не
взаимозаменяемы. Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников
взаимозаменяемы.
Основная нагрузка у коренных подшипников воспринимается нижними
вкладышами, а у шатунных — верхними.
Для предотвращения проворачивания вкладышей в гнездах на краях
вкладышей выдавлены усы, которые входят в выточки,
сделанные в теле блока и крышек коренных
подшипников, а также в шатунах и его крышках.
Для возможности ремонта коленчатого вала предусмотрен выпуск
вкладышей шести ремонтных размеров с уменьшением внутреннего
диаметра для каждого из последующих размеров на 0,25 мм. Клеймо
ремонтного размера нанесено на тыльной стороне вкладыша,
недалеко от стыка. Размеры шеек коленчатого вала и вкладышей в
их средней части приведены в табл. 2.
|