Опорная часть прыжка с шестом

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..  

 

 

 

 

Глава VIII. ПРЫЖКИ С ШЕСТОМ ТЕХНИКА ПРЫЖКА С ШЕСТОМ

 

 

Опорная часть прыжка с шестом

 

 Опорная часть прыжка состоит из двух периодов: махового и силового действия. Период махового действия длится от момента отрыва толчковой ноги до момента наибольшей группировки спортсмена на шесте. Практически на рис. 30 этот момент можно определить по наименьшему расстоянию между локтем выпрямленной правой руки и коленями согнутых ног прыгуна.

Условно период махового действия можно разделить на 2 фазы: фазу виса-замаха и фазу взмаха. Оттолкнувшись, прыгун повисает на шесте. В это время он стремится как можно глубже и быстрее продвинуться грудью и тазом вперед. Но следует помнить, что искусственно невозможно затянуть вис. Глубина его зависит от начальной скорости вылета о.ц.т. спортсмена. Туловище прыгуна обгоняет кисть правой руки и стопу толчковой ноги. От этого увеличивается растягивание передней поверхности тела и получается своеобразный замах. Важно, чтобы в первые мгновения после толчка, во время виса, нижняя часть тела, бедра и голени не обгоняли бы верхнюю часть — грудь и плечи. Иначе говоря, активное маховое движение не должно начинаться сразу

после отрыва от грунт В противном случае, начавшийся слишком рано взмах задержит «выкатывание» шеста вперед и преждевременно увеличит крутизну траектории о,ц,т. При этом тело, устремляясь вверх, не доходит до планки.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 30. Прыжок с шестом рекордсмена СССР В. Трофименко

 

 

 

 

Продвинувшись в висе грудью вперед до предела, спортсмен в следующее мгновение мощно взмахивает вверх. Ось вращения при этом проходит через плечевой пояс. Начинается фаза взмаха. Если одним из главных условий эффективного виса было расслабление верхней части тела, и особенно плечевого пояса, то во 'время взмаха необходимо мгновенное переключение на мощное усилие в плечевом поясе, руках и вообще во всей верхней части тела и свободное, но быстрое, как бы хлестообразное движение ногами и тазом. Это хлестообразное движение взмаха у прыгунов высокого класса имеет свои оттенки выполнения, Почти у всех прыгунов взмах выполняется сильно согнутой маховой ногой и более выпрямленной толчковой.

В результате того, что прямолинейное движение прыгуна в разбеге переходит в маятникообразный мах тела, движущегося по дуге, возникает центробежная шла, направленная из точки хвата вдоль тела прыгуна. Спортсмен ошушает ее как силу, которая стягивает его с шеста. Под влиянием центробежной силы, как бы увеличивающей бег прыгуна, щеет продолжает сгибаться, А когда спортсмен, укорачивая радиус маха, получает некоторое ускорение подъема ЦМ тела, то давление на шест еще больше увеличивается. Наибольшее сгибание шеста наступает тогда, когда ускорение о,ц.т. достигает своего максимума. Это совпадает обычно с горизонтальным положением туловища и с прохождением голеней согнутых нрг мимо изогнутого шеста.

Направление изгиба шеста во время отталкивания происходит вперед в направлении разбега, но по мере сгибания шеста и махового движения подъема тела направление изгиба меняется. В момент, наибольшего сгибания шест изогнут в направлении примерно 40—45° к разбегу, а его верхняя часть, на которой висит прыгун, горизонтальна. Величина изгиба фибергяасовых шестов достигает 130—140 см и дает понижение точки хвата по хорде до 100 см. С увеличением сгибания в шесте возникают упругие силы, которые увеличиваются по мере сгибания шеста. В момент наибольшего изгиба шеста силы сгибания и упругие силы достигают равновесия, но так как ЦМ прыгуна, двигаясь по траектории, приближается к оси шеста, а ускорение его движения становится отрицательным, давление на щест уменьшается и он начинает разгибаться. Дальнейшее поднимание ног происходит при разгибающемся шесте. Прыгун ощущает разгибание шеста как возникшую крепкую опору, удерживаясь за которую, он может еще больше поднять согнутые в коленях ноги.

Период силового действия продолжается до момента отпускания шеста правой рукой после отжимания. Период состоит из фаз разгибания тела, подтягивания и отжимания на шесте.

Разгибание тела начинается с выпрямления ног в коленях. Лучшие прыгуны, выпрямляя нош, стараются выполнить небольшой мах голенями, забрасывая стопы вверх-назад так, что они оказываются над головой спортсмена. Вслед за выпрямлением ног прыгун продолжает разгибание тела в тазобедренных суставах, стараясь поднять таз как можно выше и как бы протянуть его вдоль шеста. Левая же рука, находясь во время отвала согнутой примерно под прямым углом, постепенно, по мере поднимания таза вверх к шесту, сгибаясь все больше, ложится предплечьем на шест, а кистью приближается к левой стороне груди, начиная этим подтягивание на шесте. Голова во время разгибания является как бы продолжением туловища, подбородок несколько приближен к груди, взгляд контролирует подъем ног. Ноги в конце «протягивания» должны быть прямыми и сближенными. Широкое разведение стоп будет мешать последующему повороту. Во время разгибания спортсмена шест также имеет наибольшую скорость разгибания вверх, поэтому сочетание подъемной силы шеста и выпрямления тела придает прыгуну ускорение к движению вверх, и к концу фазы разгибания спортсмен достигает наибольшей вертикальной скорости подъема.

Как только выпрямляющийся шест замедляет быстроту своего разгибания, прыгун, чтобы сохранить скорость подъема тела вверх, начинает подтягивание на руках. Широкое положение рук на шесте несколько затрудняет это движение, а подрасывающее действие шеста делает подтягивание скорее следствием работы шеста, чем активных усилий прыгуна.

В конце фазы разгибания спортсмен, чтобы удержать тело у шеста, начинает поворот. Поворот начинается в самом конце разгибания и продолжается во время всей фазы подтягивания. Поворот в прыжке выполняется скручивающим усилием рук, туловища и бедер. Ноги в это время выпрямлены и сомкнуты вместе. Не следует настраиваться на активное участие в повороте стоп и голеней: это может привести к слишком раннему падению ног. Голени должны взлетать вверх как можно круче и вертикальнее. Прыгун, поворачиваясь, подводит таз к точке хвата. Шест должен разделять тело прыгуна пополам вдоль. Плечи в этот момент отодвинуты от шеста, а голени свободно взлетают вверх, создавая так называемый боковой изгиб тела. Прыгун должен направлять движение в подтягивании не к плечу, как это делает большинство спортсменов, а к левому боку и левой стороне груди.

Некоторые прыгуны добиваются глубокого приведения таза к хвату. Положение в стойке на согнутой правой руке позади шеста является прекрасным исходным положением перед отжиманием, так как точка опоры (точка хвата) находится не у плеча, а под ЦМ прыгуна.

При современной технике работа рук в фазе подтягивания выглядит как приведение кисти к тазу прыгуна и позднее переходящее в активное сгибание руки. Усилия правой руки направлены вниз по оси шеста. Левая рука, будучи во время фазы разгибания уже согнутой, удерживает таз прыгуна от промахивания за шест, а затем, во время поворота, усилием, направленным также вниз по оси шеста, помогает повороту и подъему тела вверх по шесту. При этом во время поворота левая рука не должна быть расслабленной и пассивной, так как это приведет к «проваливанию» плеч и промахиванию всего тела за шест. Продолжительность фазы подтягивания можно определить от момента уменьшения расстояния между правой кистью и правым плечом спортсмена до момента подъема правого плеча до высоты захвата правой руки.

Общим критерием техники прыжка во время периода силового действия следует считать удержание таза около шеста. Если спортсмен сумеет удержать таз у шеста до того момента, когда он поднимается до высоты кисти правой руки, прыжок будет удачным, даже если в дальнейшем будут допущены неточности при переходе планки. Поэтому, стараясь поставить таз как можно выше и удержать его около верхушки шеста, лучшие спортсмены начинают одновременно с подтягиванием и поворот тела. Подтягивание и поворот — это одно непрерывное усилие. Не должно быть ни малейшей задержки или разделения в выполнении этих элементов. В то же время подтягивание надо выполнять плавно. Затем начинается фаза отжимания. Прыгун с высоко поднятыми ногами находится над кистью сильно согнутой правой руки. В отличие от техники прыжков на металлических шестах, левая рука в этот момент уже полностью опускает шест. Было бы желательным, чтобы голени в этот момент были согнуты и слегка заброшены назад, как это делали прыгуны на бамбуковых шестах. Так как фибергласовый шест, разгибаясь, выбрасывает спортсмена не только вверх, но и вперёд, планка обычно устанавливается дальше, чем при прыжке с металлическим шестом (в 40—60 см от проекции ящика для упора).

Спортсмен, используя энергию, оставшуюся от разгибания шеста и подтягивания на руках, плавно выталкивает себя вверх, одновременно помогая отжиманию правой руки резким взмахом левой рукой, согнутой локтем кнаружи. Отжимание сочетается с началом перехода планки. При этом спортсмен старается не опускать ноги вниз слишком рано, забрасывая их коротким движением за планку только в последний момент отталкивания кистью от шеста.

Отжимание от шеста завершается, когда шест имеет угол приблизительно 90° по отношению к грунту.
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..