ПРЫЖКИ С ШЕСТОМ ТЕХНИКА ПРЫЖКА С ШЕСТОМ

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

Глава VIII. ПРЫЖКИ С ШЕСТОМ ТЕХНИКА ПРЫЖКА С ШЕСТОМ



Прыжок с шестом относится к наиболее сложным видам легкоатлетических упражнений. Сложность состоит в том, что прыжок выполняется на значительную высоту (свыше 5 м) при помощи подвижной и гибкой Опоры (шеста). При этом спортсмен с шестом в руках должен развить большую горизонтальную скорость (9—10 м/сек), в конце разбега точно установить шест в специальный ящик и, оттолкнувшись, повиснуть на шесте, изогнув его в громадную дугу. Далее, стремясь наиболее эффективно использовать разгибание шеста, прыгун переворачивается и устремляется вверх, чтобы перелететь через планку.

Чтобы овладеть техникой этого упражнения, спортсмену необходимо иметь разностороннюю физическую подготовку, обладать широким комплексом навыков и достаточной смелостью.

Механической основой техники прыжка с шестом является система двух маятников, изменяющихся по своей длине. Шест и прыгун как одно целое при вращении, когда конец шеста опущен в ящик для упора, образуют первый маятник. Второй маятник возникает при вращении прыгуна вокруг кистей и плечевого пояса. Эти два маятника находятся в сложной связи и взаимно влияют друг на друга. Угловая скорость каждого из маятников в какой-то степени управляема расстоянием от о.ц.т. прыгуна до точки вращения. В первой части прыжка (при сгибании шеста) ведущими являются движения спортсмена, а во второй части — подъема вверх — главным становится разгибание шеста, спортсмен стремится лишь наиболее эффективно использовать силу этого разгибания.

Прыжок с шестом можно условно разделить на четыре основные части: разбег, вход в вис, опорная и безопорная части прыжка.

Разбег. Разбег осуществляется от начала движения прыгуна до момента постановки ноги на отталкивание. Так как место отталкивания может изменяться, то практически длина разбега измеряется от начальной стартовой отметки до задней стенки ящика для упора. У квалифицированных прыгунов она равна 35—45 м и состоит из 18— 20—22 беговых шагов. Длина и ритм разбега зависит от способности спортсмена к ускорению. Абсолютная максимальная скорость бега является очень важным, но не единственным фактором успешного выполнения разбега. Наивысшая контролируемая скорость определяет разбег. Приближение контролируемой скорости бега с шестом к абсолютной скорости — одна из основных задач совершенствования разбега.

Разбег начинается довольно быстро, но без излишнего напряжения. Некоторые спортсмены начинают разбег с ходьбы, выполняя несколько «собранных» шагов и как бы «заряжая» этим ноги.

Начав разбег с наклоном тела вперед и набрав скорость, прыгун постепенно выпрямляется и бежит свободно, поддерживая скорость. В начале разбега, во время активного наращивания скорости, акцент усилий в беге направлен на отталкивание вперед, а затем спортсмен обязательно, сохраняя проталкивание, плавно переключает внимание на акцентированное опускание ноги и как бы «протаскивание» ее под себя. Такое переключение и является началом подготовки к отталкиванию. Последние шаги разбега характеризуются увеличением темпа бега при сохранении величины шага. Этим достигается некоторый прирост скорости в конце разбега. Общая длина шагов по сравнению со спринтерским бегом несколько укорочена, туловище выпрямлено, плечевой пояс расслаблен. Однако расслабление не следует понимать как прекращение активности бега. Прыгун как бы сбрасывает напряжение от начального ускорения и бежит свободно, но концентрированно, готовясь к постановке шеста и отталкиванию.

Последние шаги разбега спортсмен проводит быстро, свободно, не изменяя длины шагов. Предпоследний шаг больше последнего примерно на половину стопы.

В разбеге прыгун держит шест двумя руками, сбоку, на уровне пояса. Шест лежит на большом пальце левой руки, правая рука надавливает на него сверху. Держание шеста свободное. В начале разбега передний конец шеста поднимается выше головы, а затем во время бега плавно и постепенно опускается. Не нужно опускать шест резко на последний шагах разбега — это мешает бегу и нарушает ритм. Движения рук, плеч и раскачивание шеста допустимы только вначале, для того чтобы создать ритм разбега. По мере приобретения скорости и приближения к отталкиванию шест следует нести неподвижно, стараясь расслабить плечи и настраиваясь на своевременный вынос шеста. При увеличившейся высоте захвата шест нести стало значительно труднее, так как вынесенный далеко вперед центр тяжести (ЦТ) шеста нарушает равновесие системы прыгун—шест, создавая так называемый опрокидывающий момент, который действует на верхнюю часть тела прыгуна как рычаг, развивающий пару сил, которая и опрокидывает прыгуна вперед. Особенно сильно сказывается опрокидывающее действие во время последних шагов разбега, при опускании переднего конца шеста перед постановкой его в ящик, а в некоторых случаях и в начальный момент переноса шеста к правому плечу. Опуская шест во время последних шагов разбега, прыгун одновременно несколько выдвигает вперед таз, слегка прогибаясь в пояснице и закрепляя при этом спину. В то же время он старается повыше поднимать бедра и активнее выполнять загребающее движение при постановке ноги, стараясь при этом не «провалиться» на стопах. Постановка ноги становится ближе, угол отталкивания острее и прыгун ощущает силу, тянущую его вперед вслед за шестом. Правильное использование этой силы помогает поддержать, а при очень ритмичном выполнении всех движений даже несколько увеличить скорость разбега. Общий ритм разбега в прыжке с шестом характерен плавностью, отсутствием резких переключений скорости бега при постепенном ее увеличении к концу разбега — за 3—4 шага до отталкивания. Ритм во многом определяется величиной и темпом шагов, а также наклоном тела прыгуна и шеста. Так, в начале разбега, при наращивании скорости, происходит увеличение длины шагов и их темпа, которое выполняется при наклоне тела вперед и высоком положении переднего конца шеста (45° и более к горизонтали). Затем, во второй половине разбега, установление постоянной скорости сопровождается уменьшением наклона шеста (до 15° и менее), выпрямлением туловища и стабилизацией длины шагов. В дальнейшем, при подготовке к отталкиванию, шест опускается до горизонтального положения, что вызывает компенсаторное выведение вперед таза, и даже некоторый отрицательный наклон туловища (в пределах 5—8°).

На последних шести шагах разбега спортсмен стремится увеличить темп бега при сохранении длины шагов. Это возможно лишь
яри выполнении двух условий: а) когда спортсмен, плавно опуская шест и выдвигая таз, создает некоторую тягу вперед за шестом; б) когда он на последних шагах разбега не закрепощается, а добивается свободы бега, плеч, ног и тазового пояса, Важно в конце разбега сохранить упругость опоры на стопе. Несмотря на большое количество индивидуальных различий, все они могут быть сведены к двум основным вариантам общего ритма разбега; а) спокойное начало, постепенное увеличение скорости с ускорением на последней трети разбега;

б) быстрое, в % усилий,ускорение в начале разбега, сохранение скорости и небольшое увеличение ее перед отталкиванием.

Высокий спортивный результат в значительной мере зависит от скорости, ритмичности и точности разбега.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..