Соревновательный период тренировки легкоатлетов Главная
цель соревновательного периода — достижение наивысших спортивных
результатов в заранее запланированные сроки ответственных
соревнований.
Основные задачи тренировки в
соревновательном периоде: дальнейшее развитие физических и
морально-волевых качеств применительно к избранному виду;
упрочение навыка в спортивной технике и если нужно —
совершенствование ее; овладение разработанной тактикой и
приобретение опыта соревнований; поддержание общей физической
подготовленности и специального «фундамента» на достигнутом
уровне и дальнейшее повышение этого уровня у недостаточно
подготовленных; повышение уровня теоретических знаний;
дальнейшее решение воспитательных задач.
В этом периоде нужно повышать тренированность, добиваясь более
высоких спортивных результатов и сохраняя спортивную форму.
Организуется тренировка на основе повторения недельных циклов,
предусматривающих не только решение указанных выше задач, но и
участие спортсменов в соревнованиях, прикидках, проверках в
конце каждой недели. Важно, чтобы соревнования в этом периоде
были одним из главных средств подготовки.
В двухцикловой годичной тренировке первый (зимний)
соревновательный период не разделяется на этапы. Сравнительная
непродолжительность этого периода (1,5—2 месяца) и примерно
одинаковые внешние условия для тренировки и состязаний позволяют
легкоатлетам сразу включаться в спортивную борьбу. Даже
.рекордные результаты в этом периоде должны показываться с
запасом потенциальных сил, чтобы на основе дальнейшей подготовки
достичь еще больших успехов во второй (летний) соревновательный
период.
В одноцикловой годичной тренировке соревновательный период
делится на два этапа: ранний соревновательный — 1 месяц (май) и
этап основных соревнований — 4 месяца (июнь—сентябрь).
На первом этапе легкоатлеты должны много тренироваться, не боясь
участвовать в соревнованиях, но основная цель их в большей мере
тренировочная. В зависимости от вида легкой атлетики,
подготовленности спортсмена и его нервной системы одним надо
соревноваться на этом этапе меньше, другим — значительно больше.
Здесь очень важен индивидуальный подход. Всем легкоатлетам
необходим этот месяц раннего соревновательного этапа, чтобы все
накопленное в подготовительном периоде использовать и применить
в условиях летних соревнований на стадионе. Однако даже тем
легкоатлетам, которые интенсивно тренировались в
подготовительном периоде и участвовали в зимних состязаниях, не
следует стремиться к максимальным спортивным достижениям в
первые дни занятий в летних условиях.
Участие в соревнованиях на первом этапе не должно вызывать
особых изменений в плане тренировки; прежде всего не следует
снижать нагрузку перед ними. Участвуя в соревнованиях,
легкоатлеты привыкают к новым условиям, проверяют свои
возможности, повышают тренированность, оценивают Эффективность
своей тренировки. Обычно уже после первых соревнований можно
сделать выводы, которые позволяют внести поправки в процессе
тренировки и лучше подготовиться к дальнейшим соревнованиям.
Тренировка во втором этапе соревновательного периода подчинена
главной цели — достигнуть наивысших результатов. В это время
легкоатлеты снижают объем тренировочных занятий,'но увеличивают
их интенсивность. Именно на этом этапе спортсмены входят в
высшую спортивную форму и в состоянии показывать максимальные и
стабильные результаты.
Задачи дальнейшего развития и совершенствования строго
индивидуальны. Общими остаются такие задачи, как поддержание
общей физической подготовленности, гибкости и специального
«фундамента» на достигнутом уровне, а также работа (если надо)
над техникой.
Средства тренировки в соревновательном периоде не столь
разнообразны, как весной. Теперь больше используются собственно
легкоатлетические и избранные специальные упражнения.
Разнообразие создается изменением методов и способов выполнения,
а также сменой мест занятий (стадионы, парк, лес и др.). Для
активного отдыха и поддержания тренированности используются
различные упражнения и кроссы на местности.
На втором этапе соревновательного периода для достаточно
физически подготовленных легкоатлетов можно уменьшить нагрузку в
специальных упражнениях. Необходимо упрочить навык в технике
путем многократного повторения избранного вида легкой атлетики с
интенсивностью 80—90% от максимальной. Если же техника еще
несовершенна, имеет недочеты, то ее закреплять не следует. В
таких случаях надо упорно совершенствовать свою технику,
стараясь поднять ее на новый уровень. Предстоящие соревнования
не должны мешать работе над техникой. Лучше позднее, через
год-два, достигнуть выдающихся спортивных успехов, чем многие
годы из-за недостатков в технике иметь посредственные
результаты.
В соревновательном периоде большую / роль для повышения
тренированности играют соревнования, прикидки и тренировочные
занятия с большой нагрузкой. На втором этапе этого периода
тренировки объем тренировочных упражнений надо снизить и
увеличить интенсивность тренировочной работы. Постепенное
увеличение интенсивности в занятиях в сочетании с уменьшение^
объема, вариативностью тренировки и оптимальным числом
соревнований — важное условие для достижения больших спортивных
успехов.
В целом тренировочная и соревновательная нагрузка, ее объем и
интенсивность в соревновательном периоде имеют значительные
колебания волнообразного характера. При этом еще раз надо
подчеркнуть, что с приближением ответственных соревнований общая
нагрузка снижается, хотя интенсивность работы изменяется
различно в разных видах легкой атлетики. |