Без правильной тренировки в подготовительном
периоде годичного и полугодичного большого цикла достичь намеченной цели
невозможно. Именно в этот период создается прочный «фундамент» из
физических качеств, волевой закалки и спортивной техники, на основе
которого можно добиться высоких спортивных показателей. Отличительная
особенность тренировки в подготовительном периоде — ее большой объем,
который должен непрерывно расти и достигнуть максимума к середине
периода или немного позже (в зависимости от уровня физической
подготовленности легкоатлета).
Основные задачи тренировки в подготовительном периоде: улучшение общей
физической подготовленности; дальнейшее развитие силы, быстроты и других
физических качеств применительно к избранному виду легкой атлетики;
улучшение моральных и волевых качеств; совершенствование техники;
разработка элементов тактики; повышение уровня знаний в области теории и
методики избранного вида легкой атлетики, а также в области гигиены и
самоконтроля.
Решению этих задач в зависимости от подготовленности и специализации
легкоатлетов уделяется разное количество времени. Так, прыгуны с шестом
будут много времени уделять овладению техникой и специальной физической
подготовке, а бегуны — созданию специального «фундамента».
Как уже говорилось, подготовительный период делится на этапы:
общеподготовительный и специально-подготовительный. В первом из них
основное внимание уделяется ОПФ и овладению техникой; во втором —
специализированной подготовке. Однако в зависимости от поставленных
задач, общая направленность этапов может меняться. Так, физически хорошо
подготовленные барьеристы, метатели, шестовики могут уже на первом этапе
много работать над техникой, в то время как легкоатлеты, имеющие пробелы
в физической подготовленности, должны уделить ей наибольшее внимание.
Если успехи на первом этапе недостаточны, то второй этап может иметь
направленность первого. Вместе с тем важно, чтобы и в подготовительном
периоде не игнорировалась специальная направленность, особенно в
технических видах легкой атлетики.
В большом годичном цикле подготовительный период обычно включает в себя
еще зимний соревновательный этап. В основном это февраль, хотя часто
этот этап расширяется, и легкоатлеты начинают участвовать в
соревнованиях уже в январе и заканчивают в первой половине марта.
Расширение границы зимних соревнований закономерно, особенно для
легкоатлетов высшего класса, хотя они и тренируются по большому
годичному циклу (бегуны на средние и длинные дистанции, скороходы,
стипльчезисты и др.). Другие легкоатлеты, тоже тренирующиеся по большому
годичному циклу, участвуют в зимних соревнованиях по ходу тренировки без
специальной подготовки
к ним. В таких соревнованиях повышается
тренированность, воспитываются волевые качества и проверяются
достигнутые успехи. Важно проверить успехи спортсмена не только в
избранном виде легкой атлетики, но и в других видах, определяющих
уровень физической и специальной подготовленности. Не следует даже
сильнейшим спортсменам избегать участия в зимних соревнованиях по
выполнению общих и специальных контрольных нормативов: например, общих
для всех легкоатлетов в беге со старта на 30 и 800 м, тройном прыжке,
толчке штанги, лазанию по канату на время, числу подтягиваний в висе,
бросанию ядра назад через голову двумя руками и специальных
применительно к особенностям своего вида легкой атлетики. Так, например,
прыгуны в тройном выполняют десятерной прыжок, а метатель диска —
различные виды метаний ядра и веса. Тренер должен так подобрать
контрольные упражнения и нормативы в них, чтобы стимулировать развитие
важнейших и отстающих двигательных качеств. Такие соревнования лучше
проводить в виде многоборий в конце зимнего соревновательного этапа.
Если подготовленный легкоатлет хочет достигнуть в зимних состязаниях
более высокого результата, он должен провести специальную 1—2-недельную
подготовку, значительно ослабив нагрузку в последнюю неделю перед
стартом, или перейти на двухцикловую годичную тренировку. Расширение в
двухцикловом годичном планировании зимнего календаря соревнований й,
следовательно, усиление подготовки к ним имеет особое значение для
повышения темпов подготовки мастеров спорта и мастеров международного
класса.
В этом случае во втором цикле (в летних соревнованиях) достижения
легкоатлета должны быть еще выше. Возможна и специальная нацеленность на
самые высокие результаты зимой за счет форсированной тренировки, но это
может пойти в ущерб достижениям во втором цикле.
В подготовительном периоде занятия проводятся в помещении и на воздухе.
За последние годы в практике определился наиболее целесообразны порядок
организации и проведения занятий в зимнее время в условиях средней
полосы страны, в основе которого лежит постоянное (по возможности в
каждом занятии) сочетание упражнений, выполняемых на воздухе, с
упражнениями, выполняемыми в закрытом помещении. Опыт показывает, что
заниматься зимой на воздухе можно при температуре до - 22—25° С. Такие
занятия нужно проводить уплотненно. Желательно, чтобЬ1 места занятий
были защищены от ветра. Следует включать больше упражнений вдвоем,
проводить упражнения поточно, круговым методом, больше применять игры и
эстафеты. Часть объяснений рекомендуется делать еще в помещении до
выхода на занятие.
Помещение для занятий легкой атлетикой (лучше всего манеж) должно быть
оборудовано не только дорожками и местами для прыжков и метаний, но и
снарядами и тренажерами для физической подготовки. Если занятия
происходят в зале, где нет тартановой дорожки, то ее может заменить
деревянная, резиновая или плетеная
веревочная. Для прыжков надо иметь амортизационную
подушку, а для метаний изготовить веревочную или металлическую сетку.
Весной часть занятий проводится на воздухе, обычно на плохом грунте. В
связи с этим используются и соответствующие упражнения: кроссы, метания,
различные виды бега на короткие дистанции, прыжки, специальные
упражнения, упражнения с отягощениями и другие соответственно
легкоатлетической специализации тренирующихся и необходимости развития
того или иного качества. Весной по возможности следует также
совершенствоваться в технике. Это в значительной мере осуществляется и
специальными упражнениями для развития двигательных качеств.
Обычно уже в марте климатические условия средней полосы страны позволяют
перенести тренировку легкоатлетов полностью на воздух, в условия,
приближенные к летним. Направление тренировки изменяется в сторону
большей специализации (развитие быстроты в беге, повышение уровня
специальной выносливости, овладение техникой и ее совершенствование и т.
д.).
Таким образом, подготовительную тренировку весной в одноцикловой
годичной тренировке и летом в двухцикловой проводят на местности (в
парке, лесу), в зале и городке физической подготовки, на площадках для
метаний и на стадионе.
Совершенствование в избранном виде в подготовительном периоде должно
проходить на фоне большой работы, направленной на укрепление общей
физической подготовленности спортсмена, подъем его функциональных
возможностей, максимальное развитие важнейших физических качеств, на
волевую закалку. Всегда надо иметь в виду и интенсивность тренировки..
Она нарастает постепенно, но к концу подготовительного периода она не
должна достигать предела, характерного для соревновательного периода.
Необходимость большого объема тренировки в подготовительный период может
прийти в противоречие с интенсивностью, если она все время будет
находиться на высоком уровне. Длительная тренировка большого объема и
большой интенсивности при недостаточной еще подготовленности спортсмена
может вызвать срыв адаптационных возможностей организма спортсмена,
перегрузить его нервную систему, привести к ее переутомлению.
Когда подготовительный период завершится и спортсмены постепенно войдут
в период соревновательный, кривая объема тренировочной нагрузки должна
пойти вниз, а кривая интенсивности — вверх. Это только принципиальная
схема. Практически линии объема и интенсивности идут более сложно. Их
динамика зависит от задач тренировки, диктуемых ходом процесса
тренировки, изменением состояния спортсмена и его работоспособности,
участием в соревнованиях.