Специальная выносливость легкоатлетов
Специальная
выносливость определяется специфической подготовленностью всех
органов и систем спортсмена, уровнем его физиологических и
психических возможностей применительно к виду легкой атлетики.
Особое значение имеет способность спортсмена продолжать работу
при усталости благодаря проявлению волевых качеств. Специальная
выносливость связана также с рациональностью, экономичностью
техники и тактики, она своеобразна в разных видах легкой
атлетики. Поэтому в каждом из них необходима своя методика ее
развития.
Основной путь развития специальной выносливости прыгунов и
метателей — многократное выполнение упражнений в избранном виде
легкой атлетики и частично специальных упражнений. Только очень
большое количество повторений, в том числе и применительно к
соревновательным условиям с целью улучшения техники и физических
качеств, может дать отличную специальную выносливость.
Специальная выносливость многоборца основана на отличной общей
выносливости и на специальной выносливости во всех упражнениях,
входящих в многоборье. Главный путь для приобретения этого —
тренировка два дня подряд по полной программе многоборья, кроме
того, развитие общей выносливости в подготовительном периоде и
ее поддержание в соревновательном.
Различия в методике развития специальной выносливости у бегунов
на разные дистанции определяются прежде всего физиологическими
особенностями в деятельности органов и систем и всего организма
в целом, связанными с интенсивностью и продолжительностью бега,
соотношением кислородного запроса и его потребления. Известно,
что работоспособность организма, и в особенности нервных клеток
головного мозга, в конечном счете зависит от снабжения
кислородом. Его недостаток очень резко снижает
работоспособность, особенно при продолжительной работе. Поэтому
столь велико значение дыхательной и сердечно-сосудистой систем,
обеспечивающих организм кислородом. Однако очень велика роль и
психических возможностей легкоатлетов, способности продолжать
работу, не снижая интенсивности и не нарушая правильность
техники, несмотря на развивающееся утомление.
В развитии специальной выносливости скороходов и бегунов на
длинные и сверхдлинные дистанции значительную роль играет
возможность организма длительное время поддерживать на высоком
уровне равновесие между кислородным запросом и его потреблением
(аэробный режим), бороться с наступающим утомлением при
возникающей постепенно и все увеличивающейся кислородной
задолженности. Следовательно, методика тренировки должна
предусматривать более высокие требования к организму, повышать
функциональные возможности дыхательной и особенно,
сердечно-сосудистой систем. Необходимо добиваться сохранения
относительно устойчивого состояния при более высоком кислородном
запросе, вызванном большой скоростью продвижения (более высокая
«критическая скорость»), совершенствовать анаэробные механизмы и
укреплять волевые качества.
Бег на средние дистанции характеризуется резким увеличением
потребления кислорода в первые 1—2 мин., которое быстро
достигает наивысшего уровня и в течение небольшого отрезка
времени не меняется. Однако такое устойчивое состояние в да ом
случае обусловливается не тем, что организму не требуется больше
кислорода, а тем, что его потребление достигает в этот момент
физиологического предела. Таким образом, во время бега на
средние дистанции кислородный запрос превышает его фактическое
потребление (хотя и достигшее своего физиологического предела),
что создает кислородную задолженность. Чем выше скорость бега,
тем в большей мере работа происходит в анаэробном режиме и тем
быстрее наступает утомление. Недостаток в кислороде отрицательно
сказывается в первую очередь на наиболее чувствительной к этому
ЦНС.
Соответствующие центры коры головного мозга реагируют на
малейший недостаток кислорода, изменяют и совершенствуют эту
деятельность. Поэтому в процессе тренировки в беге на средние
дистанции у спортсмена не только укрепляется и улучшается
деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и
совершенствуются процессы обмена, улучшается коэффициент
потребления кислорода, лучше используются анаэробные
возможности. Спортсмен, сознательно бегая с большей скоростью и
создавая тем самым новые функциональные трудности для организма,
приучает его довольствоваться меньшим, чем требуется,
количеством кислорода, но зато использовать его эффективнее. С
этой же целью применяется тренировка в среднегорье, в
барокамере, при уреженном дыханий, дыхании с преодолением
сопротивления (через трубку) и др. Кроме того, во время
тренировки повышается и предельный уровень потребления
кислорода.
Существенно отличается развитие выносливости у бегунов на 400 м.
Бег на этой дистанции происходит с очень большой скоростью при
неудовлетворяемом запросе кислорода, несмотря на предельное его
потребление. Следовательно, совершенствование анаэробных
механизмов — одна из главных задач в развитии специальной
выносливости у бегунов на 400 м. Важно, чтобы спортсмен не
снизил скорость бега на последних 50—100 м. Поэтому из
тренировочных дистанций от 200 до 600 м наибольшее значение для
развития специальной выносливости имеет повторный бег на 400 м.
Необходима специальная выносливость бегуну на 100 и 200 м,
преодолевающему дистанцию с максимальной интенсивностью и в
считанные секунды «взрывающему» свои энергетические возможности,
вследствие чего создается весьма большая кислородная
задолженность, а в мышцах быстро накапливаются продукты обмена.
В результате интенсивно прогрессирует утомление мышц и снижается
скорость бега. Следовательно, выносливость в коротком спринте
обеспечивается прежде всего анаэробными возможностями организма.
Поскольку во время бега с высокой скоростью
распад энергетических веществ происходит, очень быстро и все
биохимические процессы в мышцах протекают почти в бескислородных
условиях, совершенствовать органы и системы, от которых зависит
выносливость в беге на 100 и 200 м, можно только в таких близких
(90—95% от максимальной скорости) к ним условиях.
Для специальной выносливости в беге важную роль играет запас
скорости. Существует определенная зависимость между максимальной
скоростью на коротком отрезке и средней скоростью в беге на
дистанцию, в которой легкоатлет. специализируется. Чем больше
максимальная скорость превышает среднюю, тем лучшего результата
спортсмен может достигнуть. В то же время эта разница (в
секундах) может служить своеобразным коэффициентом выносливости.
Чем меньше разница, тем выше коэффициент выносливости. При
определении разницы для удобства берется не скорость в м/сек, а
лучший результат бега на 100 м с низкого старта и среднее время
преодоления 100 м при прохождении всей дистанции также с лучшим
результатом. Чем длиннее дистанция, тем больше разница у одного
и того же спортсмена между средним временем и лучшим результатом
в беге на 100 м. Данные, полученные на основании обобщения
результатов многих сильнейших бегунов мира, приведены ниже.
Зная свой лучший результат в беге на 100 м с низкого старта,
бегун может определить по таблице возможное для себя достижение
на более длинной дистанции, разумеется, если будет настойчиво и
правильно тренироваться. Так, если бегун пробегает 100 м за 11
сек., то он должен пробежать 800 м не хуже чем за 1 мин. 48,8
сек. (11 сек.+2,6 сек. = = 13,6х 8 = 108,8 сек. = 1 мин. 48,8
сек.).
Важное значение для бегуна на дистанции от 400 м до марафонского
имеет правильно поставленное, ритмичное дыхание, с
использованием движения диафрагмы. Учащенное дыхание спортсменов
на этих дистанциях, а также в спортивной ходьбе (нередко на один
шаг приходится вдох, на другой шаг — выдох) не должно быть
поверхностным* Весьма важно, чтобы с первого же шага дыхание
было определенной глубины, привычного ритма (для данной
дистанции).
Выносливость развивают последовательно, по этапам, сначала
общую, потом специальную. В настоящее время таких этапов
насчитывается 3—4. Например, весь переходный период и начало
подготовительного развивают общую выносливость (2—3 месяца),
затем наступает этап образования так называемого специального
фундамента (3—4 месяца), т. е. этап ежедневной тренировки с
умеренной интенсивностью, с большим объемом. После этого следует
этап работы
(1—1,5 месяца) с повышенной интенсивностью за счет силового и
скоростного компонентов (например, бег в гору и с горы) и,
наконец, специальной тренировки и участия в соревнованиях (3—5
месяцев). В последние годы наметилась тенденция к увеличению
этапа специального фундамента до 6 месяцев. В этом случае
соревновательный этап короче.
Могут быть различные варианты поэтапного развития выносливости,
но во всех случаях должен быть этап образования специального
фундамента. Естественно, что в подготовительном периоде должны
решаться и многие другие задачи (развитие силы и гибкости,
улучшение быстроты движений, воспитание волевых качеств, и др.).
Скоростная работа и участие в соревнованиях являются средством
контроля за ходом тренировки, улучшения психологической
подготовленности, приобретения опыта, совершенствования техники.
Не следует забывать, что в процессе воспитания специальной
выносливости, в том числе и в соревновательном периоде, должна
поддерживаться общая выносливость и абсолютная скорость бега. |