24. Топливный насос высокого давления дизеля 2Д70

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели типа Д70 (Синенко Н. П., Турчак Е. В.) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

24. Топливный насос высокого давления дизеля 2Д70

 



Насос (рис. 50) плунжерного (золотникового) типа служит для подачи топлива в форсунку под высоким давлением строго отмеренными порциями в определенные моменты времени в зависимости от угла поворота коленчатого вала дизеля. Основным узлом насоса является плунжерная пара. Плунжерная пара или насосный элемент представляет собой прецизионную пару, в которой плунжер и гильза взаимно притерты. Замена одной из деталей элемента не допускается. Обе детали изготовлены из ста-ли ШХ-15 и имеют твердость HRC = 63. На плунжер надета поворотная гильза 15, которая находится в зацеплении с регулирующей рейкой 5. Таким образом, продольное перемещение рейки поворачивает плунжер. Для соединения поворотной гильзы с рейкой совмещают риски на рейке с торцом Т корпуса насоса, при этом поворотную гильзу устанавливают так, чтобы двойной зуб рейки вошел во впадину зуба в гильзе. В передней части насоса установлен нагнетательный клапан, состоящий из седла и собственно клапана. Клапан разобщает нагнетательный топливный трубопровод от надплунжерной полости насоса.

При ходе вверх плунжер перекрывает своей верхней кромкой окно гильзы, сообщающее полость низкого давления с надплунжерной полостью. Когда давление топлива достигает величины, превышающей силу затяжки пружины нагнетательного клапана, он открывается, и топливо поступает по нагнетательному трубопроводу к форсунке. Нагнетание топлива продолжается до момента открытия винтовой кромкой плунжера окна в гильзе. При дальнейшем движении плунжера вверх топливо из подплунжер-ной полости по вертикальному пазу плунжера и по отверстию в гильзе будет перетекать в полость низкого давления. При этом давление над плунжером резко падает, а нагнетательный клапан под действием пружины и разности давлений топлива в трубопроводе и под плунжером опускается на седло.

Начало подачи топлива определяется моментом перекрытия отверстия в гильзе торцовой кромкой плунжера. Количество подаваемого топлива зависит от положения винтовой кромки плунжера относительно окна в гильзе и изменяется поворотом плунжера вокруг оси при помощи поворотной гильзы 15 и регулирующей рейки 5. К насосной паре предъявляются высокие требования по точности и чистоте рабочих поверхностей: поверхности

гильзы и плунжера должны иметь ровный отблеск, граненость и следы шлифовки не допускаются; шероховатость поверхностей после доводки не ниже 12 класса; перемещение плунжера в гильзе, предварительно промытых в профильтрованном дизельном топливе ГОСТ 4749—73, должно быть таким, чтобы плунжер, выдвинутый из гильзы на 30—40 мм, в вертикальном положении опустился бы под собственным весом до упора без задержек.

Опрессовку пар на плотность производят на специальном стенде на смеси дизельного топлива и масла МК22 или МС20 ГОСТ 1013—49 с вязкостью 9,9—10,9 сСт при давлении в надплун-жерном пространстве 200+10 кгс/см2; ось направляющего хвостовика плунжера должна быть развернута относительно оси отверстий в гильзе на 26°30'±10' по часовой стрелке, если смотреть с верхнего доведенного торца гильзы. Спираль плунжера должна находиться против отверстия в гильзе и против стопорного паза. Перед опрессовкой пару тщательно промывают в профильтрованном дизельном топливе. На поверхностях плунжера и гильзы наличие остатков каких-либо видов смазки не допускается. Каждую пару опрессовывают два раза и считают годной,

если падение груза-приспособления произойдет за время 25—50 с. Дизельное топливо, применяемое для опрессовки, или смесь дизельного топлива и масла наливают через фильтровальную бумагу. Как плунжер, так и гильза в отдельности проходят сложный технологический процесс термообработки, обработки и спаровки.

Плунжер получает поступательное движение от толкателя, который является промежуточным звеном, преобразующим вращательное движение кулачкового вала в возвратно-поступательное. Толкатель прижимается к кулачку и не отрывается от него, поэтому закон движения толкателя, а следовательно, и плунжера насоса определяется формой профиля кулачка.

Профиль кулачка топливного насоса дизеля 2Д70 и законы изменения перемещений и скоростей плунжера приведены на рис. 51. Весь ход плунжера осуществляется на угле поворота 56° и равен 21,82 мм, после чего плунжер начинает движение в обратную сторону, так как кулачок симметричен. На графике отмечены геометрическое и действительное начала подачи топлива. Действительное начало подачи топлива происходит при скорости плунжера с=2,1 м/с, максимальная скорость плунжера равна 2,46 м/с.

 

Характеристика топливного насоса представляет собой зависимость подачи топлива от угла поворота кулачкового вала и положения регулировочной рейки. Протекание характеристики показывает, что подача топливного насоса при больших выходах рейки находится в обратной зависимости от частоты вращения кулачкового вала или скорости перемещения плунжера. При малых выходах рейки подача топливного насоса находится в прямой зависимости от скоростного режима работы. Характеристики меняют свой наклон.

С уменьшением частоты вращения кулачкового вала при больших выходах рейки тангенс угла наклона характеристики увеличивается, являясь следствием снижения гидравлических сопротивлений трубопроводов высокого давления и в распыливающих отверстиях. При малых выходах рейки гидравлические сопротивления не оказывают столь заметного влияния.

 

 

 

 

Рис. 50. Топливный насос высокого давления:
1, 12, 22, 23 — уплотнительные кольца; 2, 7 — штуцера; 3 — прокладка; 4. 39 — винты стопорные; 5 — рейка регулирующая; 6 — палец; 8 — упор; 9 — корпус насоса; 10, 19,
29 — пружины; 11— корпус клапана; 13 — клапан; 14 — гильза плунжера; 15 — поворотная гильза; 16 — винт установочный; 17, 25, 28, 30 — тарелки пружин насоса; 18 — рубашка; 20 — плунжер; 21, 40 — регулировочные прокладки; 24 — наконечник толкателя; 26 — сухарь; 21 — кольцо; 31 — корпус толкателя; 32 — толкатель; 33 — ролик; 34 — втулка ролика; 35 — направляющий палец; 36 — ось ролика; 37 — штифт конический; 38 — хомутик; 41 — указательная стрелка; 42 — винт; В — место клеймения расстояния между опорными торцами плунжера и корпуса насоса при положении плунжера в начале подачи

 

 

 

 

Рис. 51. Графики перемещения S и скорости с плунжера:
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..