Насос (рис. 50) плунжерного (золотникового) типа служит для подачи
топлива в форсунку под высоким давлением строго отмеренными порциями в
определенные моменты времени в зависимости от угла поворота коленчатого
вала дизеля. Основным узлом насоса является плунжерная пара. Плунжерная
пара или насосный элемент представляет собой прецизионную пару, в
которой плунжер и гильза взаимно притерты. Замена одной из деталей
элемента не допускается. Обе детали изготовлены из ста-ли ШХ-15 и имеют
твердость HRC = 63. На плунжер надета поворотная гильза 15, которая
находится в зацеплении с регулирующей рейкой 5. Таким образом,
продольное перемещение рейки поворачивает плунжер. Для соединения
поворотной гильзы с рейкой совмещают риски на рейке с торцом Т корпуса
насоса, при этом поворотную гильзу устанавливают так, чтобы двойной зуб
рейки вошел во впадину зуба в гильзе. В передней части насоса установлен
нагнетательный клапан, состоящий из седла и собственно клапана. Клапан
разобщает нагнетательный топливный трубопровод от надплунжерной полости
насоса.
При ходе вверх плунжер перекрывает своей верхней кромкой окно гильзы,
сообщающее полость низкого давления с надплунжерной полостью. Когда
давление топлива достигает величины, превышающей силу затяжки пружины
нагнетательного клапана, он открывается, и топливо поступает по
нагнетательному трубопроводу к форсунке. Нагнетание топлива продолжается
до момента открытия винтовой кромкой плунжера окна в гильзе. При
дальнейшем движении плунжера вверх топливо из подплунжер-ной полости по
вертикальному пазу плунжера и по отверстию в гильзе будет перетекать в
полость низкого давления. При этом давление над плунжером резко падает,
а нагнетательный клапан под действием пружины и разности давлений
топлива в трубопроводе и под плунжером опускается на седло.
Начало подачи топлива определяется моментом перекрытия отверстия в
гильзе торцовой кромкой плунжера. Количество подаваемого топлива зависит
от положения винтовой кромки плунжера относительно окна в гильзе и
изменяется поворотом плунжера вокруг оси при помощи поворотной гильзы 15
и регулирующей рейки 5. К насосной паре предъявляются высокие требования
по точности и чистоте рабочих поверхностей: поверхности
гильзы и плунжера должны иметь ровный отблеск, граненость и следы
шлифовки не допускаются; шероховатость поверхностей после доводки не
ниже 12 класса; перемещение плунжера в гильзе, предварительно промытых в
профильтрованном дизельном топливе ГОСТ 4749—73, должно быть таким,
чтобы плунжер, выдвинутый из гильзы на 30—40 мм, в вертикальном
положении опустился бы под собственным весом до упора без задержек.
Опрессовку пар на плотность производят на специальном стенде на смеси
дизельного топлива и масла МК22 или МС20 ГОСТ 1013—49 с вязкостью
9,9—10,9 сСт при давлении в надплун-жерном пространстве 200+10 кгс/см2;
ось направляющего хвостовика плунжера должна быть развернута
относительно оси отверстий в гильзе на 26°30'±10' по часовой стрелке,
если смотреть с верхнего доведенного торца гильзы. Спираль плунжера
должна находиться против отверстия в гильзе и против стопорного паза.
Перед опрессовкой пару тщательно промывают в профильтрованном дизельном
топливе. На поверхностях плунжера и гильзы наличие остатков каких-либо
видов смазки не допускается. Каждую пару опрессовывают два раза и
считают годной,
если падение груза-приспособления произойдет за
время 25—50 с. Дизельное топливо, применяемое для опрессовки, или смесь
дизельного топлива и масла наливают через фильтровальную бумагу. Как
плунжер, так и гильза в отдельности проходят сложный технологический
процесс термообработки, обработки и спаровки.
Плунжер получает поступательное движение от толкателя, который является
промежуточным звеном, преобразующим вращательное движение кулачкового
вала в возвратно-поступательное. Толкатель прижимается к кулачку и не
отрывается от него, поэтому закон движения толкателя, а следовательно, и
плунжера насоса определяется формой профиля кулачка.
Профиль кулачка топливного насоса дизеля 2Д70 и законы изменения
перемещений и скоростей плунжера приведены на рис. 51. Весь ход плунжера
осуществляется на угле поворота 56° и равен 21,82 мм, после чего плунжер
начинает движение в обратную сторону, так как кулачок симметричен. На
графике отмечены геометрическое и действительное начала подачи топлива.
Действительное начало подачи топлива происходит при скорости плунжера
с=2,1 м/с, максимальная скорость плунжера равна 2,46 м/с.
Характеристика топливного насоса представляет собой
зависимость подачи топлива от угла поворота кулачкового вала и положения
регулировочной рейки. Протекание характеристики показывает, что подача
топливного насоса при больших выходах рейки находится в обратной
зависимости от частоты вращения кулачкового вала или скорости
перемещения плунжера. При малых выходах рейки подача топливного насоса
находится в прямой зависимости от скоростного режима работы.
Характеристики меняют свой наклон.
С уменьшением частоты вращения кулачкового вала при больших выходах
рейки тангенс угла наклона характеристики увеличивается, являясь
следствием снижения гидравлических сопротивлений трубопроводов высокого
давления и в распыливающих отверстиях. При малых выходах рейки
гидравлические сопротивления не оказывают столь заметного влияния.