3. Особенности эксплуатации турбокомпрессора
дизелей типа Д49
Особенности разборки и сборки турбокомпрессора
6ТК
Перед снятием турбокомпрессора с дизеля
отсоединяют воздушные и газовые коммуникации, трубопроводы вентиляции
картера, воды и масла и отвертывают гайки крепления корпуса турбины к
кронштейну дизеля. При наличии подтеков воды и масла стыки деталей
зачищают и заменяют прокладки. При разборке в первую очередь снимают
корпуса компрессора и турбины. Предварительно необходимо открепить
внешний трубопровод. Средний корпус в сборе с ротором, газовой 12 и
воздушной 7 улитками (см. рис. 51) устанавливают вертикально на
подставку. Снимают газовую улитку и весь узел устанавливают в
приспособление для разборки.
Затем отвертывают крепеж, стягивающий обе половины среднего корпуса.
После съема верхней половины корпуса отвертывают болты крепления
подшипников. Ротор вынимают из расточек в среднем корпусе вместе с
подшипниками. Для съема с ротора половины подшипников предварительно
спрессовывают с центрирующих втулок.
После разборки все детали тщательно промывают и очищают. Чистота
масляных и газовых каналов, отсутствие задиров и забоин на подшипниках и
шейках, точная балансировка ротора —необходимые условия для дальнейшей
безаварийной работы турбокомпрессора.
Турбокомпрессор собирают в обратном порядке. Каждую из половин среднего
корпуса монтируют с соответствующими половинами соплового аппарата и
лабиринтных втулок. Нижнюю половину среднего корпуса при сборе
устанавливают в приспособление, где укладывают нижние половины
подшипников и ротора. Предварительно необходимо смазать шейки маслом, а
замки пружинных колец развернуть на угол 180° друг относительно друга.
Щупом проверяют осевой зазор между колесом и лабиринтом (0,65 — 0,85 мм)
и с помощью индикатора осевой разбег ротора (0,2— 0,3 мм). При
необходимости зазор между колесом и лабиринтом регулируют, изменяя
толщину кольца между лабиринтом и корпусом. Устанавливают верхние
половины подшипников с центрирующими втулками и притягивают к среднему
корпусу болтами. Головки болтов контрят проволокой. Для обеспечения
плотности водяных рубашек в выточки нижних половин среднего корпуса
устанавливают резиновые кольца. Перед установкой верхней половины
стыкуемые поверхности смазывают пастой «Герметик».
На собранный с ротором средний корпус устанавливают газовую улитку, а
затем надевают корпус турбины и компрессора и входной патрубок. Между
средним корпусом и корпусом турбины для уплотнения двух отверстий
перетока воды ставят резиновые кольца. В свободном состоянии кольца
должны выступать на 0,4—1,0 мм над поверхностью корпуса. При установке
корпуса компрессора проверяют и при необходимости за счет толщины
прокладки 10 устанавливают зазор а = 1----1,2 мм между проставком и
колесом компрессора.
Окончательно собранный турбокомпрессор опрессовывают водой (р — 0,5 МПа)
для проверки герметичности соединений.