Зазоры между деталями плунжерной пары насоса высокого давления и
распылителя форсунки размером 0,002—-0,003 мм предъявляют повышенные
требования к тонкости фильтрации топлива. Механические примеси в топливе
приводят к износу и заметным повреждениям рабочих поверхностей, вплоть
до возникновения задиров и поэтому недопустимы. Для нормальной
работы прецизионных пар насосов и форсунок
применяют фильтр грубой и тонкой очистки топлива. Фильтры грубой очистки
топлива устанавливают вне дизеля. Фильтры тонкой очистки топлива
устанавливают на дизеле по возможности ближе к насосам высокого
давления.
Фильтр грубой очистки топлива расположен перед насосом подачи топлива и
предназначен для предварительной, грубой очистки топлива от частиц
размером более
0,045 мм. Крышка 1 фильтра (рис. 68) прижата шпильками к корпусу 3 и
уплотнена резиновым кольцом 2. Стержень завертывается до упора в крышку,
а пакет фильтрующих элементов, собранный на стержне, прижимается к
крышке гайкой 8 с шайбой 9, стопорящейся гранями стержня и
предохраняющей элементы от повреждения при затяжке. Топливо поступает в
фильтр через нижнее отверстие в корпусе и, очищаясь, проходя через
фильтрующие элементы, перетекает по каналам трехгранного стержня в канал
крышки 1 и далее через верхнее отверстие в корпусе выходит из фильтра.
Фильтрующие элементы при эксплуатации периодически очищаются при помощи
специальных приспособлений.
При сборке следят за целостностью сеток и плотностью прилегания стыков
фильтрующих элементов. Фильтры тонкой очистки топлива крепят на дизелях
к специальным литым кронштейнам, обеспечивающим малую вибрацию и,
следовательно, надежную работу трубопроводов, соединенных с фильтрами.
На дизелях 16ЧН26/26 и 20ЧН26/26 устанавливаются по два фильтра тонкой
очистки топлива, на дизелях 8ЧН26/26 и 12ЧН26/26 — по одному.
Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 69) состоит из двух фильтрующих
бумажных или миткалевых элементов, расположенных в отдельных корпусах 7,
объединенных общей крышкой 8 и уплотненных прокладкой 9. Для разделения
полостей каждая пара фильтрующих элементов между собой, сверху и снизу
уплотнена резиновыми кольцами 10, постоянно обжимаемыми усилием пружины
4. В нижней части корпуса расположен болт 1, через
шарик 3 закрывающий сливное отверстие. В крышке 8 имеются два болта 11
для спуска воздуха на каждой секции и кран 14 для распределения подачи
топлива в обе секции. Сменный бумажный фильтрующий элемент состоит из
гофрированной круглой шторы 16, наружной стороной приклеенной к футляру
и заваль-цованной сверху и снизу вместе с футляром 17, крышками 15 и 20.
Трубка 19 фильтрующего элемента обвальцована сверху и снизу крышками,
что обеспечивает жесткость конструкции и гарантирует трубку от
перемещений внутри элемента.
Топливо от насоса через штуцер 13 и отверстия в крышке и кране попадает
в оба корпуса фильтра, проходит гофрированную штору через отверстия 18 в
футляре и далее по стягивающей трубе 5 и отверстиям в крышке поступает к
штуцеру 12. Топливо, проходя через фильтрующие элементы, очищается от
частиц, превышающих размер 0,003—0,005 мм.