3. Охладитель наддувочного воздуха дизелей типа
Д49
Для повышения плотности и тем самым улучшения наполнения цилиндров
воздух после выхода из компрессора охлаждается в теплообменном аппарате,
который называется охладителем наддувочного воздуха. На дизелях 8ЧН
26/26, 12ЧН 26/26 и 16ЧН 26/26 применяются водовоздушные трубчатые
охладители рекуперативного типа. Воздух охлаждается водой холодного
контура водяной системы дизеля. Охладитель (рис. 58) установлен на
кронштейне 8 и крепится к нему шпильками 7. Кронштейн прикреплен к блоку
цилиндров болтами 9. Сварной корпус 12 охладителя наддувочного воздуха с
патрубком 13 закрыт верхней 2 и нижней 6 крышками. Внутри корпуса
расположена охлаждающая секция, состоящая из верхней 4 и нижней 11
трубных досок. В каждой из трубных досок имеются отверстия, в которых
закреплены оре-бренные медные трубки 5. Охлаждающая вода циркулирует
внутри трубок. В межтрубном пространстве проходит охлаждаемый воздух.
По водяному тракту охладитель выполнен двухпоточным. Вода поступает в
патрубок Е нижней крышки, перегородка Д которой делит водяную полость
секции охладителя пополам. Пройдя по трубкам одной половины секции, вода
выходит в патрубок, образованный крышкой 2, а затем поворачивает на 180°
и через вторую половину секции выходит в патрубок С. Разделение водяной
полости на две половины способствует увеличению скорости потока и,
следовательно, росту коэффициента теплопередачи. К верхней крышке 2
подходит трубка 1, через которую отводятся пары из водяной полости.
Наддувочный воздух поступает к охладителю по патрубку 13 и затем
проходит межтрубное пространство в направлении, перпендикулярном
движению воды. Таким образом, охладитель представляет собой
рекуперативный теплообменный аппарат с перекрестным током Из межтрубного
пространства воздух поступает в канал Ж кронштейна, откуда проходит в
ресивер блока дизеля. Стык кронштейна с блоком уплотнен резиновым
кольцом 10.
На дизелях 26ДГ и 1А-9ДГ применены одинаковые охладители наддувочного
воздуха. Отличаются они только конструкцией патрубка, соединяющего
воздушную улитку компрессора с корпусом охладителя.
На двигателях ЗА-6Д49 и других модификациях 8ЧН 26/26 применен
охладитель, аналогичный по конструкции, но имеющий меньшие размеры и
поверхность теплообмена Двигатели ЗАЭ-6Д49 охладителя воздуха не имеют.
Воздух в системе воздухоснабжения двигателя 20ДГ охлаждается в
воздуховоздушных охладителях, входящих в централизованную воздушную
систему тепловоза ТЭП75.