На дизелях Д49 применяются две разновидности
топливоподкачивающих насосов: насос шестеренного типа с приводом от
электродвигателя, смонтированного совместно с насосом на общей плите,
установленной вне дизеля, а также насос, установленный на дизель с
приводом от коленчатого вала. По характеру работы насосы отличаются тем,
что насосы с приводом от электродвигателя имеют постоянную независимо от
дизеля частоту вращения приводного вала и подачу, в то время как насос,
установленный на дизеле, имеет частоту вращения ведущего вала,
изменяющуюся соответственно частоте вращения коленчатого вала дизеля.
Это позволяет при насосе независимого привода создавать наибольшие
давление и циркуляцию топлива через насосы высокого давления на режимах
холостого хода и наименьшие на режиме полной мощности. Насосы с приводом
от дизеля обеспечивают обратную картину. Кроме того, насосы с приводом
от дизеля вследствие конструктивных особенностей позволяют иметь
давление в системе до 0,6 МПа, а с независимым приводом не более
0,25—0,3 МПа.
Насос шестеренного типа (рис. 64) с приводом от дизеля установлен на
торце корпуса привода насосов и приводится во вращение через
промежуточный шлицевый валик 6, втулку и штифт, позволяющие за счет
зазоров в шлицевых соединениях компенсировать несоосность ведущего
валика насоса и шестерни привода. Корпус 1 насоса соединен с кронштейном
2 шпильками и зафиксирован двумя штифтами 3. Ведущая шестерня 9 и
зубчатое колесо 10 вращаются в текстолитовых втулках 8, запрессованных в
корпус и кронштейн насоса. Втулки 8 установлены в корпусе и кронштейне
на эпоксидной смоле и обеспечивают совпадение разгрузочных канавок.
Подшипники шестерен смазываются топливом, проходящим по зазорам из
полости нагнетания насоса. В корпусе насоса с обеих сторон выполнены
цилиндрические расточки и конические поверхности для установки
перепускного клапана в нагнетательной полости. В зависимости от
направления враще-ния ведущей шестерни насоса положение перепускного
клапана в корпусе изменяется. На рис. 64 положение клапана соответствует
вращению ведущего валика против часовой стрелки. Клапан 14
дифференциального типа прижимается конусной поверхностью к аналогичной
поверхности, выполненной в корпусе, пружиной 13. Затяжка пружины
регулируется изменением высоты кольца 12.
В кронштейне насоса размещено сальниковое уплотнение, состоящее из
манжет 7 и проставочных колец 4, 5. Уплотнение зажато между стопорными
кольцами 15. Для контроля за уплотнением в проставочном кольце 5 имеется
отверстие б с проточкой на наружной поверхности, соединенных с каналом а
в кронштейне. Из канала а вытекает топливо при нарушении уплотнения
левой манжетой и масло — правой манжетой. Топливо, просочившееся через
зазоры между цапфой шестерни и втулкой, отводится во всасывающую полость
по каналам г в кронштейне и д в зубчатом колесе 10.
При работе насоса топливо, подведенное во всасывающую полость,
захватывается вращающимися шестернями и переносится в нагнетательную
полость, откуда направляется в нагнетательную магистраль дизеля. Топливо
из впадины шестерни протекает через разгрузочные канавки во всасывающую
полость насоса. При давлении топлива в нагнетательной полости насоса
выше 0,6— 0,05 МПа клапан 14 сжимает пружину 13 и перепускает избыток
топлива во всасывающую полость насоса.