Шатуны дизелей типа Д49

  Главная      Учебники - Двигатели     Тепловозные дизели типа Д49 (Никитин Е.А.) - 1982 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

6. Шатуны дизелей типа Д49

 

 


На дизелях типа Д49 применяется шатунный механизм (рис. 27), состоящий из главного 2 и прицепного 15 шатунов. Преимуществом такой конструкции является относительно меньшее расстояние между цилиндрами, большая жесткость коленчатого вала при меньшей массе шатунов по сравнению с конструкциями смещенных и вильчатых шатунов. В то же время обеспечение удовлетворительной износостойкости и долговечности пары втулка—палец прицепного шатуна является довольно сложной технической задачей.

Главный шатун изготовлен из стали 18Х2НЧВА. Для повышения усталостной прочности поверхности шатунов и крышки 54

обдуваются дробью. Внутренняя поверхность нижней головки под вкладыши упрочнена накаткой роликами для предупреждения контактной коррозии и создания напряжений сжатия на поверхности постели. Шатуны соединены пальцем 15. Палец изготовлен из легированной стали, поверхность трения азотирована или цементирована и отшлифована. Втулка 16 пальца прицепного шатуна запрессована в проушины главного шатуна. Втулка изготовлена из стали и залита свинцовистой бронзой. Поверхность трения покрыта гальваническим способом приработочным слоем из сплава олова и свинца. Втулки 7 и 8 верхних головок по конструктивному исполнению аналогичны втулке 12. Болты 2 главного и 12 прицепного шатунов изготовлены из легированной стали. Их резьба и радиусные переходы у головки болта накатаны роликами для повышения усталостной прочности. Стык нижней головки шатуна имеет зубцы треугольной формы, фиксирующие крышку в поперечном направлении. В продольном направлении крышка фиксируется поясками болтов 2.

Верхний 17 и нижний 19 шатунные вкладыши тонкостенные, стальные, залитые свинцовистой бронзой. Поверхность трения

покрыта сплавом олово—свинец толщиной 0,04 мм. Для защиты от контактной коррозии наружная поверхность вкладыша покрыта слоем бронзы толщиной 0,01 мм. Для повышения стабильности размеров вкладышей в процессе изготовления они подвергаются пластическому обжатию в окружном направлении. Образующая поверхности трения обрабатывается по гиперболической кривой для компенсации деформации шатунной шейки при нагружении коленчатого вала. Вкладыши устанавливают с натягом, положение их фиксируется штифтами 18 и 20. Верхний и нижний вкладыши невзаимозаменяемы.

Шатунный подшипник смазывается и охлаждается маслом, поступающим от коренных подшипников. По отверстиям в и каналу а масло поступает в каналы главного шатуна, втулки 16 пальца 15 прицепного шатуна и далее к втулкам 7 и 8. Из втулок верхних головок шатунов масло идет на охлаждение поршней двигателей внутреннего сгорания.

 

 

 

Рис. 27. Шатуны:
1 — крышка нижней головки шатуна; 2, 12 — шатунные болты; 3, 14 - втулки; 4 —уплотнительное кольцо; 5, 10 — гайки; 6 — шатун главный; 7,8 — втулки верхних головок; 9 — шплинт; 11- шайба стопорная; 13 — шатун прицепной; 15 — палец прицепного шатуна; 16 — втулка пальца прицепного шатуна; 17 — вкладыш верхний; 18, 20 — штифты; 19 — вкладыш нижний; а — масляный канал; б — зубцы; в — отверстие


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..