Агрегат и дизель смонтированы на общей
поддизельной раме, соединены муфтой и предназначены для установки на
тепловозы типа ТЭ124. Дизель 1-1Д49 имеет по сравнению с дизелем 1Д49
меньшую частоту вращения. Как и дизель 1Д49 дизель-агрегата 20ДГ, дизель
1-1Д49 имеет двухступенчатую систему наддува и двойное охлаждение
наддувоч-ного воздуха после каждой ступени наддува в воздуховоздушных
охладителях, размещенных на тепловозе. Турбонаддувочный агрегат размещен
на кронштейне, закрепленном на переднем торце блока цилиндров над
приводом насосов. Привод насосов крепится к торцам блока цилиндров и
поддизельной рамы.
С переднего торца дизеля от коленчатого вала отбирается мощность на
вспомогательные нужды тепловоза. В отличие от дизеля 1Д49 привод
распределительного вала у дизеля 1-1Д49 размещен на заднем торце дизеля.
На приводе распределительного вала размещены и приводятся от него
регулятор частоты вращения и мощности, тахометр, предельный выключатель.
При превышении частоты вращения коленчатого вала выше допустимой
предельный выключатель выключает подачу топлива и воздействует на
заслонку, которая закрывает доступ воздуха к цилиндрам дизеля. На
корпусе привода распределительного вала размещен вало-поворотный
механизм.
Дизель пускают сжатым воздухом, который подается от баллонов,
размещенных на тепловозе. В крышках одного ряда цилиндров установлены
пусковые клапаны, а на лотке десять пусковых золотников, которые подают
сжатый воздух к цилиндрам в период пуска. Пусковые золотники управляются
кулачками, размещенными на распределительном валу. Дизель-агрегат
устанавливается в кузове тепловоза на жестких опорах (см. рис. 5). В
остальном схемы систем, примененное установочное оборудование (фильтры,
теплообменник, маслопрокачивающий насос и др.) и его размещение на
дизель-агрегате, устройство других узлов-дизеля 1-1Д49 аналогичны дизелю
1Д49.