КОНСТРУКЦИЯ И РАСЧЕТ АМОРТИЗАТОРОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И РАСЧЕТ АМОРТИЗАТОРОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Для гашения вертикальных колебаний колес и кузова, возникающих при движении автомобиля по неровной дороге, передняя подвеска снабжена гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия вместо менее эффективных в эксплуатации и более трудоемких в производстве амортизаторов рычажного типа (с 1958 г.).

Передние подвески автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164 имеют примерно одинаковые параметры (табл. 53), поэтому было решено применить на автомобиле ЗИЛ-130 амортизаторы автомобиля ЗИЛ-164, у которых в связи с этим были модернизированы узлы уплотнения штока и дросселирующей системы.

На рис. 51 показан амортизатор автомобиля ЗИЛ-164 и его узлы после модернизации. Штампованная гайка 7 изготовлена из листа толщиной 3 мм (раньше штамповалась из 2-миллиметрового листа). Сальник 8 по-прежнему войлочный. Обойма 9 сальников сделана литой вместо штампованной в старой конструкции амортизатора и центрируется относительно направляющей 14 штока. Манжета 10 посажена на шток с большим натягом. Тарелка 11 и поджимная пружина 12 манжеты сохранены без изменений. Уплотнительное кольцо 13 заменено на формованное с круглым поперечным сечением вместо кольца прямоугольного сечения, нарезаемого из резиновой трубы («викель-ный» сальник). Проходное сечение седла 19 клапана увеличено по диаметру до 7 мм вместо 5 мм. Плунжер 20 клапана сжатия имеет два окна (раньше одно).

На основании расчета, исследований рабочего процесса амортизатора и проверки его эффективности в дорожных условиях был изменен клапан отдачи (рис. 52). Толщина дроссельного диска 2 была увеличена с 0,1 до 0,2 мм, а суммарная площадь

проходного сечения дроссельных отверстий — с 0,012 до 0,048 см2.

Габаритные размеры амортизатора с достаточной точностью определяются на основе энергетического баланса .
 

 

 

53. Параметры передних подвесок автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164

 

 

 

Рис. 51. Конструкция амортизатора автомобиля ЗИЛ-164

 

 

 

 

Прочностной расчет носит в основном поверочный характер и его выполняют после определения характеристики сопротивле-ния амортизатора, от которой зависят перепады давлений в рабочих камерах и нагрузки на детали. Для ориентировочных расчетов автомобильных телескопических амортизаторов максимальное давление в рабочем цилиндре обычно принимают равным 100 кгс/см2.

Наибольшую сложность представляет расчет характеристики сопротивления амортизатора для конкретной подвески и определение параметров дросселирующей системы. К моменту создания автомобиля ЗИЛ-130 указанные вопросы были уже

в достаточной мере проработаны. Ниже представлен порядок расчета и некоторые обоснования использованной методики.

Энергия возбуждения Е, которую получает подвеска при движении автомобиля по неровной дороге, практически мало зависит от того, какие амортизаторы установлены в подвеске, если обеспечиваемый силами жидкостного и сухого трения коэффициент апериодичности колебаний не превышает практических значений этого параметра.

 

 

 

Таким образом, при одинаковой скорости движения автомобиля динамические прогибы рессор без амортизаторов увеличиваются в среднем в 2—3 раза, а при 50% энергоемкости амортизаторов— в 1,2—1,3 раза по сравнению с амортизаторами со 100%-ной энергоемкостью.

 

Вместе с тем очевидно, что сила сухого трения весьма существенно влияет на гашение колебаний и тем больше, чем меньше амплитуда колебаний и сопротивление амортизаторов. Следовательно, при расчете характеристики амортизатора необходимо учитывать действие сил сухого трения в подвеске.

Неправильный выбор сопротивления амортизатора, как и отсутствие амортизаторов в подвеске, могут привести не только к увеличению динамических прогибов рессор или к их блокиров-ке, но и к снижению средней эксплуатационной скорости движения автомобиля вследствие ухудшения плавности хода. Это обусловлено тем, что водитель может влиять на изменение колебательного режима в подвеске и плавности хода автомобиля только путем изменения скорости его движения.

 

При уточнении характеристики амортизаторов автомобиля ЗИЛ-164 применительно к автомобилю ЗИЛ-130 на первом этапе не ставилась задача существенного изменения характеристики клапанов. Это было связано с тем, что силу сопротивления сжатию нельзя было увеличивать, так как пружина модернизированного клапана сжатия имела минимально допустимый запас усталостной прочности (— 1,3) при регулировке по верхнему пределу, оговоренному в ТУ. В то же время возможное по соображениям прочности увеличение силы сопротивления при отдаче в этом случае привело бы к чрезмерной несимметричности характеристики. Поэтому дальнейший расчет характеристики сводится к определению коэффициента сопротивления амортизатора на дроссельном режиме при отдаче.

Известно, что при одинаковой площади проходных сечений дроссельных отверстий соответствующим выбором их формы можно обеспечить как линейную, так и квадратичную характеристики сопротивления амортизатора на начальном участке (в диапазоне эксплуатационных температур, исключая зимние) '. Использование рабочих жидкостей с малой вязкостью обусловливает в большинстве случаев сопротивление дроссельных отверстий, пропорциональное квадрату скорости течения жидкости 2.

Очевидно, что амортизатор с реальной квадратичной характеристикой сопротивления должен быть эквивалентен по энергоемкости амортизатору с принятой для расчета теоретической линейной характеристикой сопротивления при некоторых условиях, которые рассматриваются ниже (рис. 55).

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..