Масляный насос (рис. 9) шестеренчатого типа, состоит из двух секций —
верхней и нижней. Он имеет предохранительный (редукционный) клапан 12,
расположенный в верхней секции насоса и рассчитанный на перепуск масла с
давлением 3—4 кгс/см2-, пере-пускной клапан 9, расположенный в нижней
секции насоса и рассчитанный на перепад давления 1,2 1,5 кгс/см2;
плавающий
маслоприемник 10, установленный шарнирно на верхней секции насоса и
служащий для фильтрации масла на разных уровнях масляной ванны картера
двигателя. Верхняя секция насоса подает масло к трущимся поверхностям
двигателя, нижняя — в масляный радиатор. Верхняя 4 и нижняя 2 секции
насоса работают независимо друг от друга, но их шестерни приводятся в
действие одним общим валом 5 с приводной шестерней 7. Верхняя секция
отделена от нижней разделительной пластиной 3. Корпуса секций скреплены
между собой болтами. Разъемные плоскости соединены с уплотнительными
прокладками, которые также являются и регулировочными прокладками при
сборке насоса. Все соединения насоса (патрубки, фланцы трубок) уплотнены
прокладками.
Верхняя 6 и нижняя 1 ведущие шестерни установлены
на валу 5 на шпонках. Вал привода насоса фиксируется стопорным кольцом,
посаженным в кольцевой канавке вала. Это кольцо упирается в выточку
ведущей шестерни верхней секции насоса и не дает валу перемещаться
вверх.
Верхняя и нижняя ведущие шестерни находятся в зацеплении с верхней 16 и
нижней 15 ведомыми шестернями, свободно посаженными на ось 14. Ось
запрессована в отверстия корпусов нижней и верхней секций насоса. Зазор
между торцами шестерен и корпусами насоса регулируется с помощью
регулировочных прокладок, устанавливаемых между разделительной
пластинкой и корпусами нижней и верхней секций насоса. Масло нагнетается
верхней секцией насоса в масляную магистраль через трубку И
маслопровода.
Предохранительный (редукционный) клапан 12 верхней секции насоса состоит
из корпуса, клапана-плунжера, пружины и крышки. В корпусе редукционного
клапана имеется боковое отверстие, перекрытое клапаном-плунжером. При
давлении масла в магистрали свыше 3—4 кгс/см2 клапан-плунжер
перемещается, сжимая пружину, и тем самым открывает боковое отверстие,
через которое излишек масла стекает в картер двигателя. Редукционный
клапан регулируется на заводе, а при эксплуатации автомобиля
регулируется в ремонтной мастерской.
Масло засасывается нижней секцией масляного насоса из картера двигателя
через приемный патрубок 8 и подается в радиатор через трубку 13
маслопровода. Трубка 13 крепится одним концом к корпусу нижней секции
насоса, а другим — к блоку цилиндров.
Перепускной клапан 9 состоит из шарика, пружины и регулировочной пробки.
Клапан предназначен для перепуска масла из нижней секции насоса в картер
двигателя при закрытом кране масляного радиатора и для предотвращения
повышения давления в радиаторе при недостаточно прогретом загустевшем
масле.
Рис. 9. Масляный насос:
1—ведущая шестерня нижней секции; 2 — корпус нижней секции; 3 —
разделительная пластина; 4— корпус верхней секции; 5—вал привода насоса;
6 — ведущая шестерня верхней секции; 7 — шестерня привода насоса; 5 —
приемный патрубок нижней секции; 9 — перепускной клапан нижней секции;
10 — плавающий маслоприемник; 11 — трубка маслопровода верхней ceкции;
12 — предохранительный (редукционный) клапан насоса: 13 — трубка
маслопровода нижней
Секции; 14 — ось ведомой шестерни; 15 — ведомая шестерня нижней секции;
16 — ведомая шестерня верхней секции