Рама автомобиля клепаная, состоит из двух продольных балок (лонжеронов)
швеллерной формы с переменным сечением, изготовленных из полосовой
низколегированной стали 22Г2ТЮ толщиной 8 мм.
Лонжероны рамы (наибольший размер сечения 310X85), изготовленные методом
горячей штамповки, соединены в пяти местах поперечинами при помощи
заклепок. Поперечины штампованные, из низколегированной стали, вторая и
третья — из малоуглеродистой стали. На лонжеронах прикреплены кронштейны
передней, задней и дополнительной рессор, боковых опор двигателя,
крепления кабины, рулевого управления и др.
Конструктивной особенностью рамы является перенос крепления всех ее
силовых элементов и в особенности кронштейнов рессор и поперечин на
вертикальные стенки лонжеронов в наиболее нагруженных местах.
Применение высокопрочной низколегированной стали, отсутствие заклепочных
соединений на нижних полках лонжеронов позволили благоприятно
распределить напряжения и достичь высокой прочности рамы.
Техническое обслуживание рамы
Уход за рамой заключается в проверке болтовых и заклепочных соединений.
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за тем, чтобы не
нарушались геометрическая форма рамы, правильность положения и прочность
ее лонжеронов, поперечин и кронштейнов. Нарушение геометрической формы
рамы может привести к неправильному положению или смещению агрегатов
автомобиля, что вызовет чрезмерно большие напряжения и повышенный износ
деталей трансмиссии и двигателя.
Ослабленные заклепки обнаруживают по дребезжащему звуку при постукивании
молотком по головке заклепки. Заклепки, которые ослабли, необходимо
срубить и заменить новыми.
На раме не должно быть непрокрашенных мест, так как это может привести к
коррозии, которая снижает усталостную прочность рамы. Поэтому раму
необходимо периодически очищать, осматривать и прокрашивать оголенные и
корродированные участки.
Ремонт рамы
Основными дефектами рамы могут быть: трещины лонжеронов и поперечин,
ослабление заклепочных соединений, износ кронштейнов рессор,
продольные трещины лонжеронов в районе заклепок.
Трещины лонжеронов и поперечин ремонтируют сваркой. Перед сваркой
трещину нужно разделать наждачным кругом под углом 75 -90°.
Рекомендуется применять электроду-говую сварку электродами, которые
предназначены для низколегированной стали.
При наличии трещин на полках, не выходящих на стенку лонжеронов, кроме
заварки трещины, с внутренней или наружной стороны установить
усиливающие накладки из низколегированной стали толщиной 8— 10 мм,
которые приваривают продольными швами и заклепывают электрозаклепками.
Приварку производить в соответствии с эскизами (рис. 67, а, б). Если
трещины выходят на стенку лонжеронов, то, кроме заварки самой трещины,
установить Г-образный усилитель с последующей его приваркой (рис. 67,
в).
Рама допускается к ремонту при наличии не более двух трещин на одном
лонжероне, доходящих до середины профиля. Рама, имеющая на каждом
лонжероне более двух трещин, доходящих до середины профиля, или одну и
более трещин на одном из лонжеронов, проходящих за середину профиля,
ремонту не подлежит и должна быть заменена новой.
Заклепки с оборванными головками выбивают и
заменяют болтами (при необходимости овальные отверстия развертывают).
При появлении в лонжеронах трещин (не более 3) из-под заклепок окончание
трещин засверливают сверлом диаметром
5—7 мм во избежание их дальнейшего распространения. Заварка в этом
случае не требуется.
Рис. 67. Эскизы для заварки трещин рамы и
установки усилительных накладок