Цепная передача. При передаче вращения на вал воздушного винта
цепью необходимо последней обеспечить нормальные условия работы.
Несоблюдение этих условий будет приводить к быстрому износу
цепи, к ее разрывам, а в некоторых случаях и к поломке
двигателя.
Для передачи крутящего момента наиболее широко используются в
зависимости от мощности двигателя втулочно-роликовые цепи с
шагом 12,7 и 15,875 мм. Наибольшее число оборотов,
обеспечивающее надежную работу втулочно-роликовых цепей, зависит
от шага и числа зубьев звездочки. Эта зависимость дана в таблице
10.
Таблица 10
Число зубьев звездочки
Шаг в
мм
12,7
15,875
Предельные обороты в
мин
9, 11, 13, 15
2400
1800
16, 17
2330
1680
19
2200
1385
20
2150
1345
21
2100
1310
23
2000
1240
Следует рекомендовать применять звездочки с
числом зубьев соответственно 11 и 13.
Передаточное отношение i, рассмотренное выше, равноценно
соотношению количества зубьев ведомой и ведущей звездочек, то
есть
Большое значение для обеспечения надежной
работы цепи имеет расстояние между ведущей и ведомой
звездочками. Минимальное расстояние Е (рис. 58) должно
обеспечивать угол а охвата малой (ведущей) звездочки не менее
чем на 120°. Нормальным же расстоянием между центрами звездочек
считается Е — 30 — 60/, где t — шаг цепи в мм. Ограничивается и
наибольшее расстояние, которое не должно быть больше 80.
Желательно, чтобы ведущая и ведомая звездочки не располагались
точно одна под другой (рис. 58, б), так как при этом для
предотвращения соскакивания цепи необходимо усиливать ее
натяжение, что увеличивает трение и перегружает детали
двигателя, если ведущая звездочка насажена непосредственно на
вал двигателя.
Для улучшения работы цепи надо смещать звездочки так, как
показано на рисунке 58, а.
Рис. 58. Расположение ведущего и ведомого валов при
цепной передаче и установке цепи: а/ — правильная; б — неправильная; 1 —
пластинка; 2 — защелка замка.
При установке цепи нужно обращать внимание
на замок ее стыковки. Защелка замка стыковки должна быть
направлена закрытым концом по направлению вращения цепи (рис.
58).
Чтобы предохранить замок от раскрытия под действием центробежных
сил при большой скорости вращения цепи, рекомендуется закреплять
его стальной пластинкой.
В процессе эксплуатации цепь несколько растягивается. В
результате увеличения шага звенья цепи перемещаются к вершинам
зубьев звездочки. Если цепь вытянулась настолько, что поднялась
на 2/3 высоты зуба, ее следует заменить. Слабо натянутая цепь во
время работы колеблется и может соскочить со звездочек. Кроме
того, возможно набегание роликов цепи на зубья, от чего может
произойти обрыв цепи или поломка зубьев звездочки.
Нормальным натяжение цепи считается, когда провисание ее
находится в пределах от 5 до 15 мм.
Для обеспечения более равномерного износа цепи желательно, чтобы
в цепной передаче было четное число звеньев цепи и нечетное
число зубьев звездочки или наоборот.
Цепь периодически смазывают, погружая ее на несколько минут в
разогретую до 85—90° смесь, состоящую из 95% солидола и 5%
графитовой мази. Перед смазкой цепь тщательно промывают в
бензине.
На аэросанях «РФ-12» с двигателем «М-72» смазка цепи
осуществлялась путем подачи масляного тумана из картера
двигателя от сапуна, по трубке, выведенной к ведущей звездочке.
Это незначительно повысило расход масла, но обеспечило вполне
достаточную постоянную смазку цепи и звездочки.
Наиболее частым дефектом цепной передачи является ее обрыв.
Для того чтобы цепь не рвалась, необходимо очень тщательно
изготовить всю передачу и следить за ней в эксплуатации.
Одна из основных причин обрыва цепи — жесткость в ее работе,
сопровождающаяся рывками. В некоторых конструкциях на ведущую
звездочку устанавливают демпферные (амортизирующие) муфты. Такая
муфта (рис. 59) поглощает резкие рывки цепи, особенно заметные
при плохой регулировке ее натяжения, и значительно сокращает
количество обрывов.
В последнее время в конструкциях самодельных аэросаней широко
используют демпферную муфту от карданной передачи мотоцикла
«К-750».
Для предохранения цепи от соскакивания можно устанавливать
ограничительные шайбы 22 (рис. 60).
Передача клиновидными ремнями. Более
надежная передача крутящего усилия на воздушный винт достигается
клиновидными ремнями.
На хвостовик коленчатого вала устанавливают ведущий шкив с
проточенными канавками по профилю ремня. Диаметр шкива
определяют расчетом. На валу винта^ крепят ведомый шкив.
Для предотвращения пробуксовки ремней их тип и количество должны
соответствовать передаваемой мощности. Это обусловлено
имеющимися стандартами, которыми и следует пользоваться.
Промышленность выпускает клановидные ремни двух типов: по ГОСТ
1284-57 «Ремни приводные клиновидные и шкивы», предназначенные
для промышленных установок, и по ГОСТ 5813-51 «Ремни
вентиляторные клиновидные для автомобилей, тракторов и
комбайнов».
Основные размеры, определяющие сечение ремня (рис. 61, Л),
приведены в таблице 11.
Таблица 11
Тип
ремня
Размеры
ремня
гост
1284-57
ГОСТ 5813 51
О
А
Б
в
Г
Д
Е
1
2
3
4
5
а
в
мм
10
13
17
22
32
38
50
15
17
19
22
25
ф
в
мм
6
8
10,5
13,5
19
23,5
30,0
9
10
И
12,5
14
Наименьший
диаметр шкива в
мм
70
90
125
200
315
500
800
80
90
105
135
140
Длины ремней до 1700 мм характеризуются внутренним размером
замкнутого ремня, находящегося в свободном состоянии (без
натяжения), и изготовляются в пределах от 500 до 1400 мм по
ГОСТу 5813-51 и значительно длиннее для целей промышленного
использования.
Передаваемая клиновидным ремнем мощность зависит от типа ремня,
диаметра шкива, угла охвата шкива ремнем и от окружной скорости
ремня. Не рекомендуется использовать для передачи шкивы меньшего
диаметра, чем указано в таблице 11.
Рис. 61. Конструктивные размеры передачи
клиновидными ремнями: А — размеры ремня; Б — размеры канавок шкива.
При углах охвата шкива ремнем меньше 180°
необходимо учитывать, что передаваемая ремнем мощность будет
уменьшаться. В таблице 12 приведен поправочный коэффициент.