Газотурбинный трактор и агрегаты на его базе для
исследования оборудовались аппаратурой, позволяющей регистрировать в
условиях неустановившихся режимов вращающий момент двигателя, тяговое
усилие на крюке, частоту вращения турбин, расход топлива, значения
давления и температуры газовоздушных потоков по тракту двигателя, время
проведения опытов и ряд других параметров. Измерительная аппаратура
располагалась в кабине трактора. Указанные параметры регистрировались на
пленки двух осциллографов К-12-22, питание которых осуществлялось от
двух аккумуляторных батарей 6СТ-132. Усилительная аппаратура питалась от
полевого блока питания 2ПБПП (от четырех аккумуляторных батарей
6СТ-132). Управление приборами производилось с дистанционного пульта,
установленного на панели контрольных приборов в кабине. Там же
смонтирован и клапан экстренной остановки двигателя.
Внешний вид описанного газотурбинного трактора, получившего условное
название ЛСХИ-ЛКЗ «Турбо», показан на рис. 3.31. Нетрудно заметить, что
внешний вид трактора практически не изменился; ГТД размещен в том же
моторном отсеке, в котором устанавливался и дизель ЯМЗ-238НБ. Слева и
справа от двигателя на раме газотурбинного трактора установлены
приборные панели, в которые вмонтированы устройства для измерения
различных параметров двигателя. На рис. 3.31 показана правая приборная
панель. В передней нижней части (под двигателем) расположены воздушный
ресивер и защитный кожух, защищающий масляный радиатор, который
обдувается электровентиляторами, укрепленными на раме трактора. Справа
сзади находится ресивер для масла. Благодаря меньшей металлоемкости ГТД
(по сравнению с дизелем), а также отсутствию водяной системы охлаждения
моторная установка с ним заняла около 75% объема подкапотного
пространства, предназначенного для размещения дизеля. Установлена
возможность существенного (до 500 мм) понижения центра масс моторной
установки и трактора в целом. Массу последнего удалось уменьшить
практически на 1,35 т. Устранение промежуточного редуктора, изготовление
КПП специально для ГТТ (с 4 передачами вместо 16 у серийного трактора) и
ряд других конструктивных доработок позволяют довести снижение массы
трактора до 1,5 т (по сравнению с серийным К-701).
На базе описанного газотурбинного трактора были созданы пахотный и
транспортный сельскохозяйственные агрегаты, общий вид которых
представлен на рис. 3.32.
Пахотный агрегат, включающий трактор ЛСХИ-ЛКЗ, «Турбо» и плуг ПТК-9-35,
и транспортный с тем же трактором и прицепом ЗПТС-12 и полуприцепом
1ПТС-9 испытывались на базе учхоза «Пушкинское»
Ленинградского СХИ в 1980—1981 гг. Результаты
исследований показали, что благодаря лучшей характеристике двигателя
данный трактор имеет более высокие тяговые свойства, чем серийный.
Вспашка на длине 800 м даже в условиях препятствий и неоднородностей
почвы выполнялась без переключения передач. Несмотря на то, что
двигатель имел мощность, соответствующую серийному трактору с дизелем и
установку предельной глубины, он не был полностью загружен (расчеты
показали, что для этого необходимо 10 корпусов плуга).
Производительность пахотного агрегата на базе газотурбинного трактора в
условиях испытаний на 17—23% превышала аналогичный показатель пахотного
агрегата с трактором К-701 и тем же плугом (опыты проводились на одном и
том же поле при одинаковой влажности). Удельный погектарный расход
топлива у обоих агрегатов различался на 10% (более низкое значение его
имел агрегат с серийным трактором). При этом различие в удельном расходе
топлива между ГТД и дизелем составляло 29%. Транспортные работы,
выполнявшиеся на асфальте, грунтовой дороге и в noj}e (стерня) с
полностью загруженными (21,6 т) бетоном и щебнем прицепом и
полуприцепом, показали, что газотурбинный трактор обладает хорошей
приспособленностью к внешним нагрузкам. Изменения рельефа местности и
дорожных условий требуют в среднем в 3—4 раза меньшего числа
переключений передач, чем это наблюдается у транспортных агрегатов на
базе серийного трактора К-701. У газотурбинного трактора исключена
опасность, что его двигатель может заглохнуть. В результате чего
устраняются связанные с этим потери рабочего времени и снижение
производительности труда. Неустановившийся характер нагрузки вызывает
уменьшение эффективности работы названных агрегатов о газотурбинным
трактором всего на 3,5% против 17—20% у агрегатов с дизелем.
Газотурбинный трактор менее чувствителен к перегрузкам, наличие которых
приводит лишь к снижению скорости движения агрегата (при неизменной
частоте вращения турбокомпрессора). Последняя автоматически
восстанавливается при возвращении нагрузки к исходной величине. Этот
процесс протекает без снижения эффективности работы двигателя, так как
внешние нагрузки не влияют непосредственно на показатели работы
двигателя благодаря газодинамической связи турбокомпрессора с тяговой
турбиной. На газотурбинных тракторах обеспечиваются более благоприятные
условия труда оператора, чем на тракторах с дизелями. Это вызвано
существенно меньшими токсичностью отработавших газов (в 1,3—5 раз),
вибрацией (по предварительным данным, в 1,7—2,3 раза), уровнем шумов (в
среднем на 7 дБ в области частот до 700 Гц).