ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОВ
Все составные части системы спортивного совершенствования органически
взаимосвязаны и взаимообусловлены: незначительное изменение одного из
компонентов (техника, уровень развития физических качеств) влечет за
собой адекватное изменение другого, что в конечном счете сказывается на
динамике спортивных результатов.
В теории и практике физического воспитания данная взаимосвязь выступает
в виде четко разработанного и обоснованного В. М. Дьяч-ковым «метода
сопряженного развития физических, качеств и технического мастерства».
Концепция сопряженности приемлема для спортсменов любой спортивной
квалификации, где повышение технического мастерства должно идти
параллельно с ростом необходимых скоростно-силовых качеств. Можно
научиться отлично вращаться с молотом, хорошо метать с трех или четырех
поворотов на относительно невысоких скоростях, иметь достаточно высокие
показатели в скоростно-силовой подготовке, но все это не всегда будет
положительно влиять на рост спортивных достижений. В данном случае будет
наблюдаться своеобразная диспропорция, где приобретенная техника метания
на слабых усилиях не будет способствовать проявлению скоростносиловых
качеств при максимальных напряжениях. Как пример можно привести
полученные нами в 1972 г. результаты в экспериментальных исследованиях
над группой спортсменов, которые на протяжении нескольких лет тренировок
в метании молота использовали только слабые и средние броски. Включив в
свои тренировки определенное количество максимальных бросков молота в
подготовительном и соревновательном периодах, они значительно повысили
свои спортивные результаты в основном двигательном навыке.
Таким образом, в подготовительном и соревновательном периодах необходимо
уделять одинаковое внимание как развитию скоростно-
силовых качеств, так и совершенствованию техники
метания, и применяемые здесь средства и методы тренировки должны в
основном совпадать. Нецелесообразно разделять тренировки, особенно если
это касается спортсменов высокой квалификации, на силовые, скоростные,
технические и т. д. Как можно избранно развивать только, например, силу
или быстроту, если в их развитии участвуют одни и те же группы мышц,
используются сходные режимы работы, и разве можно умышленно
препятствовать их взаимному и эффективному влиянию друг на друга в
процессе тренировки? Кроме того, в тренировке метателей молота разной
квалификации трудно найти упражнения чисто силового или скоростного
направления, а если первые и имеются, то эффекта от такой тренировки,
даже у спортсменов низкой квалификации, не бывает.
После отдыха скоростные возможности спортсмена будут развиваться
значительно эффективнее, нежели после нескольких дней тренировок. При
этом не следует забывать, что также успешно будут развиваться и силовые
возможности, и техника метания, которая будет совершенствоваться хотя бы
за счет лучшего проявления или даже развития тех же скоростных
показателей. Говоря о технике метания, мы имеем в виду в большей степени
рациональный ритм метания, нежели красоту и правильность исполнения ее в
целом или составляющих данный двигательный навык частей.
Сила и методы ее развития. Сила — это
определенное физическое качество человека. Общеизвестно, что его
сущность выражается в способности индивидуума преодолевать сопротивление
или противодействовать ему за счет мышечных усилий, в результате чего и
возникает движение. Метатель, взаимодействуя со снарядом, вначале
развивает силу мышц и лишь затем сообщает ее снаряду.
Различают статическую и динамическую силу. При проявлении динамической
силы длина мышц уменьшается или увеличивается, а при проявлении
статической — остается неизменной. Динамической силе присущ уступающий (плиометрический)
и преодолевающий (миометрический) режимы работы мышц, а статической —
изометрический. Каждый двигательный навык характеризуется своим режимом
работы мышц, хотя они способны проявлять рабочую активность попеременно
во всех режимах. В метании молота мы встречаем преодолевающий и
изометрический режим, но в первом мышцы работают гораздо больше, чем во
втором. Это свидетельствует о том, что метатель должен обладать
определенным уровнем развития динамической и статической силы.
При развитии статической силы более целесообразно использовать
изометрический режим работы динамической—преодолевающий и уступающий.
Общеизвестно, что между силой, проявляемой в предельно быстрых движениях
(динамическая), и максимальной статической нет никакой связи, а в
условиях быстрых движений величина силы уменьшается с нарастанием
скорости.
Эффективность развития силовых возможностей во многом зависит от выбора
величины сопротивления в упражнениях со штангой и дальности броска в
легкоатлетических метаниях.
Быстрота и методы ее развития. Способность человека выполнять
определенное двигательное действие в наименьший промежуток времени
характеризует быстроту сокращения его мышц. Быстрота как физическое
качество человека обусловливает определенную скорость движения тела
метателя и снаряда.
Несмотря на то что существует несколько форм проявления быстроты (Н. В.
Зимкин, 1956; В. С. Фарфель, 1959, и др.), надо помнить о ее
специфичности. А это говорит о том, что скоростные возможности
необходимо развивать только в характерных для основного двигательного
навыка движениях или частях его.
Вес снаряда следует подбирать индивидуально для каждого спортсмена и
обязательно учитывать при этом не только уровень развития скоростных
качеств, но и продолжительность специализации в избранном виде спорта.
Вес снаряда должен лишь незначительно отличаться от веса стандартного,
так как перенос тренированности в подобном случае затрудняется.
Возникающая при этом быстрота движения не должна также значительно
превышать уже приобретенную.
Кроме того, в тренировочных занятиях можно применять, правда в меньшей
мере, нормальные и утяжеленные снаряды с укороченным тросом. Большое
значение имеет оптимальное сочетание метаний таких снарядов,
определенное чередование их и особенно доля того или иного средства в
подготовительном и соревновательном периодах.
Использование бросков молота разной
интенсивности. Экспериментальные исследования, а также опыт
подготовки сильнейших спортсменов страны показали, что в
подготовительном и соревновательном периодах наиболее целесообразно
использовать оптимальное соотношение слабых, средних и максимальных
бросков молота в каждом тренировочном занятии. Под слабыми следует
понимать броски на расстояние 50—80%, средними — на 80—90%,
максимальными — свыше 90% от предельных тренировочных. Общее их
количество колеблется от 25 до 30.
С ростом максимальных бросков необходимо повышать дальность слабых и
средних. Интенсивность тренировки в метании молота для спортсменов
разной квалификации нужно регулировать (табл. 80).
Определять интенсивность целесообразно не количеством максимальных
бросков, а дальностью слабых, средних и максимальных.
Последовательность бросков молота разной интенсивности следующая: в
начале тренировки слабые (спецразминка), затем максимальные и в
заключение — средние.
Строгое соблюдение количества максимальных бросков, а также дальность
слабых и средних дает возможность управлять интенсивностью тренировки и
стабильно метать на тренировочных занятиях и в соревнованиях.
Таблица 80
Таблица интенсивности
Тренировочные броски, м
Максимальные
Средние
Слабые
40
32-36
20-32
45
36-40,5
22,5 - 36
50
40-45
25-40
55
44 - 49,5
27,5-44
60
48-54
30-48
65
52 - 58,5
32,5 - 52
70
56-63
35-56
75
60-67,5
37,5 - 60
80
64 *-72
40-64
Применение снарядов разного веса. Существует
несколько вариантов использования снарядов разного веса. Например,
метание облегченных и утяжеленных снарядов применяется в определенное
время, подготовительного или соревновательного периода, совместно с
метанием стандартного. Тренировочные занятия в этом случае начинают с
метания тяжелого снаряда, затем используют стандартный и, наконец,
облегченный; метание снарядов разного веса необходимо проводить в
определенные дни недельного цикла. Преимущества какого-либо варианта еще
полностью не изучены. Однако эффективность их применения зависит не
только от своевременного и умелого включения в тренировки, но и от
оптимального сочетания облегченных и утяжеленных снарядов со
стандартными.
Немаловажное значение приобретает индивидуальный выбор оптимального веса
утяжеленных и облегченных снарядов, исходя из поставленных задач, в том
или ином цикле тренировки. Несомненно, что оптимальный вес применяемых
снарядов будет меняться с каждым годом, и для увеличения силовых
возможностей необходимо использовать утяжеленные снаряды, а скоростных —
облегченные.
Тренировка со штангой. В тренировке
метателей молота различной спортивной квалификации всегда используется
работа со штангой. Так, анализ тренировочных нагрузок членов сборной
команды страны за период с 1967 по 1972 год (А. П. Бондарчук, М. П.
Кривоносов, Е. А. Масловский, 1972) показал, что рост, длительная
стабилизация и падение спортивных достижений в метании молота зависят не
от применения большого, среднего или малого объема тренировочной
нагрузки со штангой, а от ее интенсивности в подготовительном и
соревновательном периодах. В связи с этим отметим (по данным
О. В. Колодия и Е. М. Лутковского, 1972), что тренировочная работа со
штангой разного объема и интенсивности по-разному воздействует не только
на динамику спортивных результатов, но и на состояние нервно-мышечного
аппарата.
Тренировка с отягощениями в объеме 1,5—3т вызывает благоприятные сдвиги
в нервно-мышечном аппарате, и результаты, как правило, на следующих
тренировках улучшаются. Более значительное воздействие оказывают
тренировки в объеме 5—7 т с предельными и средними весами, когда лучший
результат спортсмен показывает после одного дня отдыха. Тренировки же с
объемом в 7—10 т и более вызывают значительное утомление, и спустя
день-два спортивные результаты в метании молота снижаются.
В настоящее же время объем тренировочных нагрузок со штангой у
спортсменов высокой квалификации в месячном цикле доходит до 100 т и
более. Основные тренировочные веса штанги не превышают 80—90% от
максимума.
Сохранение спортивной формы. Имеющийся уровень спортивных достижений
можно поддерживать, прибегая к специальным тренировочным воздействиям.
Их следует применять после прохождения пика спортивной формы.
Длительность этих воздействий в среднем около месяца.
После прохождения пика спортивной формы необходимо менять
средства, но в тренировке в этот период всегда
должен присутствовать основной двигательный навык, например у метателей
— метание нормального снаряда.
Объем тренировочных средств может возрастать, снижаться или оставаться
неизменным (последний вариант наиболее предпочтителен). Интенсивность
нагрузок возрастает только в случае повышения максимальных тренировочных
или соревновательных результатов, когда увеличивается дальность слабых,
средних и максимальных бросков. На данном этапе тренировки следует
обязательно применять постоянный по нагрузке недельный цикл (количество
тренировок и их чередование, средства и методы развития необходимых
качеств и т. д.). Объясняется это тем, что каждому спортсмену присуща
своя, индивидуальная реакция организма на предлагаемый комплекс
тренировочных воздействий. Изучив ее, спортсмен будет в дальнейшем
планировать необходимую динамику спортивных результатов.
У одних в первые две недели после смены комплекса тренировочных нагрузок
наблюдается повышение спортивных результатов по сравнению с уровнем,
достигнутым в период пика спортивной формы. В последующие недели
результаты несколько снижаются. У других же спортсменов, наоборот, в
первые две недели наблюдается снижение результатов, а в дальнейшем
происходит их повышение.