ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ



Все составные части системы спортивного совершенствования органически взаимосвязаны и взаимообусловлены: незначительное изменение одного из компонентов (техника, уровень развития физических качеств) влечет за собой адекватное изменение другого, что в конечном счете сказывается на динамике спортивных результатов.

В теории и практике физического воспитания данная взаимосвязь выступает в виде четко разработанного и обоснованного В. М. Дьяч-ковым «метода сопряженного развития физических, качеств и технического мастерства». Концепция сопряженности приемлема для спортсменов любой спортивной квалификации, где повышение технического мастерства должно идти параллельно с ростом необходимых скоростно-силовых качеств. Можно научиться отлично вращаться с молотом, хорошо метать с трех или четырех поворотов на относительно невысоких скоростях, иметь достаточно высокие показатели в скоростно-силовой подготовке, но все это не всегда будет положительно влиять на рост спортивных достижений. В данном случае будет наблюдаться своеобразная диспропорция, где приобретенная техника метания на слабых усилиях не будет способствовать проявлению скоростносиловых качеств при максимальных напряжениях. Как пример можно привести полученные нами в 1972 г. результаты в экспериментальных исследованиях над группой спортсменов, которые на протяжении нескольких лет тренировок в метании молота использовали только слабые и средние броски. Включив в свои тренировки определенное количество максимальных бросков молота в подготовительном и соревновательном периодах, они значительно повысили свои спортивные результаты в основном двигательном навыке.

Таким образом, в подготовительном и соревновательном периодах необходимо уделять одинаковое внимание как развитию скоростно-

силовых качеств, так и совершенствованию техники метания, и применяемые здесь средства и методы тренировки должны в основном совпадать. Нецелесообразно разделять тренировки, особенно если это касается спортсменов высокой квалификации, на силовые, скоростные, технические и т. д. Как можно избранно развивать только, например, силу или быстроту, если в их развитии участвуют одни и те же группы мышц, используются сходные режимы работы, и разве можно умышленно препятствовать их взаимному и эффективному влиянию друг на друга в процессе тренировки? Кроме того, в тренировке метателей молота разной квалификации трудно найти упражнения чисто силового или скоростного направления, а если первые и имеются, то эффекта от такой тренировки, даже у спортсменов низкой квалификации, не бывает.

После отдыха скоростные возможности спортсмена будут развиваться значительно эффективнее, нежели после нескольких дней тренировок. При этом не следует забывать, что также успешно будут развиваться и силовые возможности, и техника метания, которая будет совершенствоваться хотя бы за счет лучшего проявления или даже развития тех же скоростных показателей. Говоря о технике метания, мы имеем в виду в большей степени рациональный ритм метания, нежели красоту и правильность исполнения ее в целом или составляющих данный двигательный навык частей.

 

 

Сила и методы ее развития. Сила — это определенное физическое качество человека. Общеизвестно, что его сущность выражается в способности индивидуума преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий, в результате чего и возникает движение. Метатель, взаимодействуя со снарядом, вначале развивает силу мышц и лишь затем сообщает ее снаряду.

Различают статическую и динамическую силу. При проявлении динамической силы длина мышц уменьшается или увеличивается, а при проявлении статической — остается неизменной. Динамической силе присущ уступающий (плиометрический) и преодолевающий (миометрический) режимы работы мышц, а статической — изометрический. Каждый двигательный навык характеризуется своим режимом работы мышц, хотя они способны проявлять рабочую активность попеременно во всех режимах. В метании молота мы встречаем преодолевающий и изометрический режим, но в первом мышцы работают гораздо больше, чем во втором. Это свидетельствует о том, что метатель должен обладать определенным уровнем развития динамической и статической силы.

При развитии статической силы более целесообразно использовать изометрический режим работы динамической—преодолевающий и уступающий. Общеизвестно, что между силой, проявляемой в предельно быстрых движениях (динамическая), и максимальной статической нет никакой связи, а в условиях быстрых движений величина силы уменьшается с нарастанием скорости.

Эффективность развития силовых возможностей во многом зависит от выбора величины сопротивления в упражнениях со штангой и дальности броска в легкоатлетических метаниях.
Быстрота и методы ее развития. Способность человека выполнять определенное двигательное действие в наименьший промежуток времени характеризует быстроту сокращения его мышц. Быстрота как физическое качество человека обусловливает определенную скорость движения тела метателя и снаряда.

Несмотря на то что существует несколько форм проявления быстроты (Н. В. Зимкин, 1956; В. С. Фарфель, 1959, и др.), надо помнить о ее специфичности. А это говорит о том, что скоростные возможности необходимо развивать только в характерных для основного двигательного навыка движениях или частях его.

Вес снаряда следует подбирать индивидуально для каждого спортсмена и обязательно учитывать при этом не только уровень развития скоростных качеств, но и продолжительность специализации в избранном виде спорта. Вес снаряда должен лишь незначительно отличаться от веса стандартного, так как перенос тренированности в подобном случае затрудняется. Возникающая при этом быстрота движения не должна также значительно превышать уже приобретенную.

Кроме того, в тренировочных занятиях можно применять, правда в меньшей мере, нормальные и утяжеленные снаряды с укороченным тросом. Большое значение имеет оптимальное сочетание метаний таких снарядов, определенное чередование их и особенно доля того или иного средства в подготовительном и соревновательном периодах.

 

 

Использование бросков молота разной интенсивности. Экспериментальные исследования, а также опыт подготовки сильнейших спортсменов страны показали, что в подготовительном и соревновательном периодах наиболее целесообразно использовать оптимальное соотношение слабых, средних и максимальных бросков молота в каждом тренировочном занятии. Под слабыми следует понимать броски на расстояние 50—80%, средними — на 80—90%, максимальными — свыше 90% от предельных тренировочных. Общее их количество колеблется от 25 до 30.

С ростом максимальных бросков необходимо повышать дальность слабых и средних. Интенсивность тренировки в метании молота для спортсменов разной квалификации нужно регулировать (табл. 80).

Определять интенсивность целесообразно не количеством максимальных бросков, а дальностью слабых, средних и максимальных.

Последовательность бросков молота разной интенсивности следующая: в начале тренировки слабые (спецразминка), затем максимальные и в заключение — средние.

Строгое соблюдение количества максимальных бросков, а также дальность слабых и средних дает возможность управлять интенсивностью тренировки и стабильно метать на тренировочных занятиях и в соревнованиях.

 

 

Таблица 80 Таблица интенсивности

Тренировочные броски, м

Максимальные

Средние

Слабые

40

32-36

20-32

45

36-40,5

22,5 - 36

50

40-45

25-40

55

44 - 49,5

27,5-44

60

48-54

30-48

65

52 - 58,5

32,5 - 52

70

56-63

35-56

75

60-67,5

37,5 - 60

80

64 *-72

40-64

 

 

 

 

Применение снарядов разного веса. Существует несколько вариантов использования снарядов разного веса. Например, метание облегченных и утяжеленных снарядов применяется в определенное время, подготовительного или соревновательного периода, совместно с метанием стандартного. Тренировочные занятия в этом случае начинают с метания тяжелого снаряда, затем используют стандартный и, наконец, облегченный; метание снарядов разного веса необходимо проводить в определенные дни недельного цикла. Преимущества какого-либо варианта еще полностью не изучены. Однако эффективность их применения зависит не только от своевременного и умелого включения в тренировки, но и от оптимального сочетания облегченных и утяжеленных снарядов со стандартными.

Немаловажное значение приобретает индивидуальный выбор оптимального веса утяжеленных и облегченных снарядов, исходя из поставленных задач, в том или ином цикле тренировки. Несомненно, что оптимальный вес применяемых снарядов будет меняться с каждым годом, и для увеличения силовых возможностей необходимо использовать утяжеленные снаряды, а скоростных — облегченные.

 

 

Тренировка со штангой. В тренировке метателей молота различной спортивной квалификации всегда используется работа со штангой. Так, анализ тренировочных нагрузок членов сборной команды страны за период с 1967 по 1972 год (А. П. Бондарчук, М. П. Кривоносов, Е. А. Масловский, 1972) показал, что рост, длительная стабилизация и падение спортивных достижений в метании молота зависят не от применения большого, среднего или малого объема тренировочной нагрузки со штангой, а от ее интенсивности в подготовительном и соревновательном периодах. В связи с этим отметим (по данным

О. В. Колодия и Е. М. Лутковского, 1972), что тренировочная работа со штангой разного объема и интенсивности по-разному воздействует не только на динамику спортивных результатов, но и на состояние нервно-мышечного аппарата.

Тренировка с отягощениями в объеме 1,5—3т вызывает благоприятные сдвиги в нервно-мышечном аппарате, и результаты, как правило, на следующих тренировках улучшаются. Более значительное воздействие оказывают тренировки в объеме 5—7 т с предельными и средними весами, когда лучший результат спортсмен показывает после одного дня отдыха. Тренировки же с объемом в 7—10 т и более вызывают значительное утомление, и спустя день-два спортивные результаты в метании молота снижаются.

В настоящее же время объем тренировочных нагрузок со штангой у спортсменов высокой квалификации в месячном цикле доходит до 100 т и более. Основные тренировочные веса штанги не превышают 80—90% от максимума.

Сохранение спортивной формы. Имеющийся уровень спортивных достижений можно поддерживать, прибегая к специальным тренировочным воздействиям. Их следует применять после прохождения пика спортивной формы. Длительность этих воздействий в среднем около месяца.

После прохождения пика спортивной формы необходимо менять

 

средства, но в тренировке в этот период всегда должен присутствовать основной двигательный навык, например у метателей — метание нормального снаряда.

Объем тренировочных средств может возрастать, снижаться или оставаться неизменным (последний вариант наиболее предпочтителен). Интенсивность нагрузок возрастает только в случае повышения максимальных тренировочных или соревновательных результатов, когда увеличивается дальность слабых, средних и максимальных бросков. На данном этапе тренировки следует обязательно применять постоянный по нагрузке недельный цикл (количество тренировок и их чередование, средства и методы развития необходимых качеств и т. д.). Объясняется это тем, что каждому спортсмену присуща своя, индивидуальная реакция организма на предлагаемый комплекс тренировочных воздействий. Изучив ее, спортсмен будет в дальнейшем планировать необходимую динамику спортивных результатов.

У одних в первые две недели после смены комплекса тренировочных нагрузок наблюдается повышение спортивных результатов по сравнению с уровнем, достигнутым в период пика спортивной формы. В последующие недели результаты несколько снижаются. У других же спортсменов, наоборот, в первые две недели наблюдается снижение результатов, а в дальнейшем происходит их повышение.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..