Отталкивание

  Главная       Учебники - Спорт      Учебник тренера по лёгкой атлетике

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

 

ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ И ТРОЙНОЙ С РАЗБЕГА

 


Отталкивание. Уверенный разбег с чувством упругости в ногах и контакта с дорожкой при быстром сближении с доской предшествует лучшему отталкиванию. Последний шаг выполняется быстрее, колено толчковой ноги уже не поднимается так высоко, как в предыдущих шагах. Характер вынесения и постановки ноги на доску не отличается от бегового движения, только в последнем шаге оно выполняется с меньшей амплитудой, более собранно и быстро.

При отталкивании прыгун силой инерции движения своего тела давит на дорожку. Под действием этой нагрузки толчковая нога и частично позвоночный столб сгибаются, вызывая растяжение и напряжение работающих мышц (уступающий характер работы).

Сгибание опорной ноги, амортизация позвоночника значительно снижают давление (действие сил инерции) тела. Как только сопротивление (напряжение) растягиваемых мышц превысит это давление тела, начинается их мощное сокращение (преодолевающий характер работы). Опорная нога начинает разгибаться в суставах, разгибается туловище, разгоняя тело в новом направлении вверх-вперед. Чем короче амортизация и раньше начало разгибания (пока о.ц.т. тела не перешел точку опоры), тем больше движения можно сообщить телу в новом направлении и на больший угол развернуть это движение. И наоборот, чем позднее разгибание, тем меньше времени остается на разгон тела вверх-вперед.

Рёфлекторно готовясь к восприятию и преодолению предстоящих нагрузок, мышцы-разгибатели толчковой ноги еще в полетной фазе напрягаются. Вот почему прыгунам необходимо научиться сочетать этот рефлекторный механизм с активным, но не напряженным выполнением подготовки к отталкиванию в полетной фазе последнего шага.

Способность мышц к растяжению с мгновенным, значительным напряжением и последующему быстрому, мощному сокращению лежит в основе отталкивания. Эти качества нервно-мышечного аппарата должны постоянно совершенствоваться в процессе тренировки.

Рассмотрим давление в семи моментах, отмеченных точками на годографе усилий (рис. 20), которым соответствуют положения прыгуна при отталкивании.

Участок от 0 до точки 2 характеризует величину и направление ударных сил при постановке ноги (продолжительность 20 м/сек), участок от точки 2 до точки 5 — величину и направление усилий при амортизации (40 м/сек), участок от точки 4 до точки 7 — величину и направление усилий при разгибании ноги (60 м/сек). Участку между точками 4 и 5 соответствует наибольшее сгибание ноги в коленном суставе.

Величина и время действия вертикальной составляющей усилий (У) определяют изменение направления движения в отталкивании, угол вылета и высоту прыжка. Горизонтальная составляющая усилий (±Х) почти все время отталкивания является отрицательной (кроме участка в точке 7) и снижает горизонтальную скорость движения прыгуна. Наиболее ответственная фаза отталкивания заключена на участке от точки 4 до точки 7.

Каждому спортсмену свойственна строго определенная динамика усилий, выраженная в индивидуальном рисунке годографа усилий. Вариации участков годографа, характеризующие индивидуальную технику прыгуна, видны на фоне ясно очерченной, более или менее общей для всех кривой динамики отталкивания. Чем выше квалификация прыгуна и чем больше стаж его занятий, тем меньше у него диапазон вариаций и соответственно стабильнее общий рисунок кривой усилий (особенно с большего по длине разбега). Лучшим результатам прыгунов соответствуют большие величины вертикальных усилий при отталкивании.

Повышение скорости разбега с 7,5 до 10,0 м/сек (при сохранении постоянного угла вылета 19°) при отталкивании в прыжках в длину сопровождается увеличением ударных сил и вертикальных усилий на
15—20%; горизонтальные усилия смещаются в сторону положительных на 10—20%. При этом сокращается время толчка на 30 м/сек, фаза опоры на 8° (за счет увеличения углов простановки ноги на 6° и отталкивания на 2°), а амплитуда сгибания в коленном суставе — на 6—8°.


 

 

 

 

 

Рис. 20. Г одограф давления при отталкивании JI. Борковского (вес 77 кг) в прыжке на 7,80 м

 

 

 

 

Увеличение угла вылета с 19 До 35° (при сохранении постоянной скорости разбега 7,5 м/сек) при отталкивании в прыжках в длину с преодолением планки на высоте 120—160 см сопровождается возрастанием вертикальных усилий на участке между точками 5 и 6 на 20—30% и смещением в сторону отрицательных горизонтальных усилий на 15— 20%. По мере повышения угла вылета снижается начальная скорость полета с 7,0 до 5,9 м/сек. Фаза опоры наклоняется в сторону разбега на 8° за счет уменьшения угла постановки (далекое выставление ноги) и увеличения угла отталкивания.

Таким образом, с увеличением как скорости, так и крутизны поворота движения тела при отталкивании прогрессивно возрастают нагрузки на опорно-двигательный аппарат прыгуна. Повышение на каждые 0,2 м/сек скорости разбега или на 1° поворота движения тела потребуют от прыгуна увеличения на 2% усилий при отталкивании.

Угол наклона толчковой ноги и степень ее амортизации в суставах определяют продолжительность и направление развиваемых усилий при отталкивании при одной и той же скорости разбега.

Далекая постановка толчковой ноги (малый угол наклона) при небольшой амортизации вызывает возрастание величины и времени действия усилий, направленных против движения тела вперед. При этом, как правило, прыгун слишком рано начинает разгибание, в тот момент, когда тело находится еще заметно сзади точки опоры. Он создает большой угол вылета, большую высоту полета, но со значительными потерями поступательного движения.

Слишком близкая постановка (большой угол наклона), равно как и глубокая амортизация (более 10° в тазобедренном и 40° в коленном суставах), приводит к позднему разгибанию, снижает время действия усилий, что значительно сокращает длину полетов из-за их недостаточной высоты.

В этих действиях заключается механизм управления высотой прыжка. Поэтому задача тренера и спортсмена состоит в том, чтобы в тренировке с учетом уровня специальной физической подготовленности найти оптимальный вариант постановки ноги й степень ее амортизаций для создания необходимой высоты полетов с наименьшими потерями продвижения вперед.

Маховые движения руками и ногой снижают действие сил, направленных против движения тела. Активное перемещение ноги и рук вперед во время отталкивания вызывает увеличение давления на дорожку назад, а следовательно, и увеличение продвижения тела вперед.

Для сообщения скорости движения всему телу необходима концентрация ^напряжения всех групп мышц. Это создает упругую систему всего тела, связь частей тела и их относительную неподвижность при отталкивании. Большое значение приобретает работа мышц тазобедренных суставов и позвоночника, особенно в тройном прыжке при выполнении второго отталкивания. При нарушении данного условия усилия будут амортизироваться в различных частях тела, которые не будут получать достаточной скорости движения.

Эффективность техники отталкивания лучших прыгунов заключается в умении создавать большее давление на дорожку при меньшем выставлении ноги, чтобы обеспечить необходимую высоту прыжка и сохранить горизонтальное движение тела. Эффективность техники отталкивания повышается по мере роста подготовленности прыгунов. Так, прыгуны-мужчины I—II разрядов развивают максимальные вертикальные усилия до 300—350 кг (женщины — 200—275 кг), мастера спорта — свыше 400 кг (женщины — 300 кг), а прыгуны тройным — более 450 кг при втором отталкивании.

Толчковая нога при прыжке в длину ставится почти выпрямленной в тазобедренном (под углом 165—170°) и коленном (175—178°) суставах. С повышением результатов в прыжках возрастает активность постановки толчковой ноги на доску. Об этом свидетельствуют увеличение угла постановки до 65—70° и уменьшение угла между бедрами до 38—32°.

Маховая нога, сильно согнутая, быстро выносится вперед, что способствует продвижению тазобедренной области. «Выход» на ногу тазобедренной областью всегда сопутствует упругости и своевременности отталкивания и является важным моментом техники. Положение тела вертикальное или отклонено до 3—5°. Стопа ставится с одновременным касанием грунта пяткой и шипами. Для лучшей связи стопы с доской очень важно плотно зашнуровать туфли, а иногда проделать дополнительные 2—4 отверстия для шнурков у пальцев.

Прыгуны с сильными икроножными мышцами ставят стопу более плоско, с акцентом на пятке и внешнем своде. Звук при постановке («шлепок») свидетельствует о слабости мышц голеностопного сустава.

В удачных прыжках амплитуда сгибания коленного сустава 32— 40°. О характере разгибания толчковой ноги можно судить по углу отталкивания и амплитуде разведения бедер в момент отрыва от доски. Угол отталкивания в далеких прыжках составляет 73—76°, а угол между бедрами — 106—114°. Большой угол разведения бедер свидетельствует об активности и продолжительности маховых движений прыгуна. Когда прыгун опаздывает с разгибанием ноги, отталкивание происходит под углом меньше 70°.

Так как нога при отталкивании выставляется на 30—40 см перед пррекцией о.ц.т., то, получив упругую и прочную опору перед собой, тело начинает как бы перекатываться через разгибающуюся ногу, изменяет направление движения на 20—22° и отрывается от планки.

Важными моментами в технике отталкивания являются выпрямление в грудной клетке, подъем плечевого пояса и четкая работа рук. Рука, одноименная толчковой ноге, выносится вперед и вверх до положения, когда локтевой сустав оказывается чуть ниже плечевого. Другая рука отводится назад или в сторону и немного назад так, чтобы локтевой сустав был несколько ниже,плечевого. Эти движения вместе с высоким подъемом маховой ноги способствуют созданию равновесия в отталкивании. Плечевым поясом с руками и маховой ногой прыгун как бы вытягивается от средней части тела вверх-вперед, а толчковой ногой — вниз-назад.

В редких случаях можно наблюдать одновременное вынесение рук вперед, что отрицательно сказывается на темпе выполнения последнего шага.

Туловище при отталкивании движется вперед наиболее энергично от момента вертикали к завершению отталкивания.

В отличие от прыжка в длину в тройном прыжке действия спортсмена при отталкивании от планки больше направлены вперед. При этом угол вылета о.ц.т. тела не превышает 18°, а снижение поступательного движения находится в пределах 0,5—0,8 м/сек. Прыгуну тройным необходимо, во-первых, сохранить после первого отталкивания как можно большую скорость для выполнения последующих фаз прыжка — «скачка», «шага» и «прыжка», а во-вторых, быть способным выполнить второе отталкивание, в котором создание угла вылета 14— 16° значительно сложнее. Во втором и третьем отталкиваниях изменение направления движения складывается уже из суммы углов снижения и вылета о.ц.т. тела, что составляет 30—36°.

Чтобы избежать перегрузок опорно-двигательного аппарата, которые могут превышать собственный вес прыгуна в 5—6 раз и прогрессивно возрастать с увеличением как скорости, так и крутизны поворота движения тела при отталкивании, спортсмен вынужден выполнять прыжок с уменьшением углов вылета и приземления; совместно с
тренером находить оптимальные углы, высоту, соотношение фаз и ритм прыжка, которые бы сосгаветствовали уровню скоростно-силовых качеств прыгуна, а также его росту и весу. У низкорослых легких прыгунов, показывающих одинаковые спортивные результаты с высокорослыми, более тяжелыми, зоны оптимальных углов несколько выше, главным образом из-за относительно более высокого уровня развития скоростно-силовых качеств.

По мере повышения уровня скоростно-силовых качеств спортсмена высота, соотношение фаз и ритм прыжка изменяются, но главным образом не за счет увеличения поворота движения тела при отталкивании — суммы углов снижения и вылета, — а за счет большей начальной скорости вылета, которая определяется скоростью разбега. Новый уровень скоростно-силовых качеств в первую очередь обеспечивает сохранение оптимальных углов в отталкиваниях при большей скорости движения атлета, так как усилия при отталкивании возрастают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..