|
|
Содержание
Введение Предмет «Пневматическое оборудование вагонов метрополитена» изучает конструкцию, принцип работы, характерные неисправности, нормы регулировки, техническое обслуживание, а так же взаимодействие между собой пневматических приборов и аппаратов, применяемых на вагонах метрополитена. Пневматикой называется раздел техники, объединяющий систему механизмов, при работе которых используется энергия сжатого воздуха. 1. Свойства воздухаОсновным свойством воздуха, которое используется при работе пневматического оборудования, является его способность к быстрому распространения воздушной волны, к сжатию и стремление к расширению с совершением полезной работы в результате воздействия образовавшегося давления. Жидкости, в отличие от газов, практически несжимаемы и принципы работы устройств гидравлики несколько иные. Именно энергия аккумулированного сжатого воздуха и выполняет ту или иную полезную работу в пневматических устройствах, что обеспечивает функционирование различных узлов как на отдельно взятом вагоне, так и на составе в целом. Для работы пневматических устройств важным свойством газа как рабочего тела является то, что газ передает производимое на него поверхностными силами внешнее давление по всем направлениям без изменения (закон Паскаля). Так же, в данном случае следует учесть свойство газов увеличивать свою температуру при быстром сжатии (увеличении давления) и понижать при резком разрежении (понижении давления). Принципом работы всех пневматических устройств является создание разности давлений воздуха в рабочих камерах или полостях определенного узла и устройства, вызывающая механическое воздействие на другой узел или на все пневматическое устройство в целом. Пневматикой называется совокупность пневматических устройств и приборов, объединенных в одну группу по назначению, типу выполняемой ими работы, а также по функциональной зависимости друг от друга. На каждом вагоне метрополитена существует следующие виды самостоятельных пневматических магистралей: напорная, тормозная, автостопная, дверная, управления, вспомогательная и магистраль тормозных цилиндров. Каждая из перечисленных выше магистралей работает совместно с одной или несколькими воздушными магистралями вагона
Функциональная схема воздушных магистралей вагонов серии 81-717.5м (714.5м)
Рис. 1. Функциональная схема воздушных магистралей
2. Воздушные магистрали вагона и их назначениеВоздушная магистраль представляет собой систему трубопроводов и приборов, имеющую фиксированный объем и определенное давление (не всегда постоянное). На каждом вагоне метрополитена имеется семьсамостоятельных воздушных магистралей: напорная, тормозная, дверная, управления, вспомогательная и тормозных цилиндров.
· Напорная
магистраль (НМ) предназначена
для питания очищенным сжатым воздухом всех остальных воздушных магистралей,
обеспечивая, таким образом, работу всех пневматических устройств вагона. Общий
объем НМ около
· Тормозная
магистраль (ТМ) руководит
работой пневматического тормоза, обеспечивая сжатым воздухом тормоз, тормозные
воздухораспределители— от интенсивности и глубины ее разрядки или зарядки
зависит тот или иной вид пневматического торможения или отпуска тормозов.
Рабочее давление воздуха в ТМ 5,1÷5,3 ат.
Обеспечивается краном машиниста 013. Магистраль относится к поездным, ибо все
вагонные магистрали соединяются в одну общую тормозную магистраль. Объем
составляет · Автостопная магистраль предназначена для производства автоматической экстренной разрядки ТМ при проезде скобы электромеханического автостопа в заграждающем положении, а также при превышении установленной скорости движения поезда на участках, оборудованных инерционными автостопами или неподвижной скобой автостопа.
· Дверная
магистраль (ДМ) обеспечивает
работу дверного воздухораспределителя и дверных цилиндров, с помощью которых
происходит открытие и закрытие пневматических раздвижных дверей. Рабочее
давление воздуха в ДМ 3,4
÷ 3,6 ат, Обеспечивается
редуктором. Магистраль является вагонной. Объем — · Магистраль управления (МУ) обеспечивает работу электропневматических аппаратов. Рабочее давление воздуха в МУ 5,0 ÷ 5,2 ат. Обеспечивается редуктором. Магистраль является вагонной. · Магистраль тормозных цилиндров (МТЦ) обеспечивает работу тормозных цилиндров, с участием которых создается тормозная сила при пневматическом торможении. В зависимости от типа вагона, его загрузки, а также режима работы тормозного воздухораспределителя, рабочее давление воздуха в МТЦ может быть различным — от 0 ат. при отпущенном тормозе, до 4,0 ат. при полном служебном или экстренном торможении при полной загрузке. · Магистраль вспомогательных и контрольных приборов предназначена для управления работой звукового сигнала, стеклоочистителей, контроля за величиной давления воздуха в магистралях (двухстрелочный манометр НМ и ТМ, однострелочный манометр ТЦ), а также, на вагонах некоторых типов, для отжатия башмаков токоприемников (при необходимости) и смазки гребней колес с целью уменьшения их выработки. Рабочее давление 6,3 ÷ 8,2 ат.
Общая схема пневматики вагона серии 81-717.5м
3. Напорная и общая пневматика вагонов серии 81-717.5м (714.5м)Напорная магистраль- предназначена для создания сжатого воздуха, его очистки от механических примесей, масла и влаги, его накопления и хранения с целью обеспечения работы всех пневматических устройств вагона. Поступающий через фильтр ИКВ (инерционно-контактный воздухоочиститель) атмосферный воздух сжимается в компрессоре ЭК-4Б до 8 ат и нагнетается в охлаждающий и сглаживающий воздушный поток змеевика. Из змеевика, пройдя последовательно два масловлагосборника Э-120Т и обратный клапан Э-155, воздух наполняет главный резервуар. Из главного резервуара сжатый воздух поступает к предохранительному клапану Э-216 и масловлагосборнику, после которого поток распределяется по напорному трубопроводу, проложенному под кузовом вагона вдоль левой продольной балки. Основной трубопровод напорной магистрали разветвляется: - к пневматическим клапанам первой и второй автосцепок через концевые разобщительные краны и соединительные резинотканевые рукава; - в кабину управления - через разобщительный кран к крану машиниста, от которого берет начало тормозная магистраль; - к двухстрелочному манометру (черная стрелка); - через разобщительный кран к клапану звукового пневматического сигнала; - через разобщительный кран к цилиндрам стеклоочистителей; - к регулятору давления АК-11Б; - через разобщительный кран и фильтр Э-114 к редуктору № 348, от которого берет начало дверная магистраль;
- через
разобщительный кран и обратный клапан в запасные резервуары напорной магистрали,
емкостью по - от запасных же резервуаров (запасного резервуара) через разобщительный кран к редуктору усл. № 348, от которого берет свое начало магистраль управления.
3.1. Мотор-компрессор ЭК-4Б (МК) вагонов серии 81-717.5м (714.5м)
1 - Электродвигатель 2 - Кронштейны крепления 3 - Подшипники 4 - Коленчатый вал 5 - Шатун 6 - Блок цилиндров 7 - Клапанная коробка 8 - Компрессорное масло 9 - Поршень 10 - Зубчатое колесо коленчатого вала 11 - Зубчатое колесо электродвигателя
Рис. 2. Мотор-компрессор
Мотор-компрессор ЭК-4Б предназначен для производства сжатого воздуха на вагоне и его нагнетания в главный резервуар с целью накопления. Мотор-компрессор на вагоне включается и отключается автоматически, для чего к напорной магистрали подключен регулятор давления, который срабатывает при давлениях 6,3 ат. (на включение) и 8,2 ат. (на отключение).
Мотор-компрессор
установлен под
вагоном в районе второй тележки и крепится к специальным кронштейнам рамы кузова
при помощи трех болтов с использованием резинометаллических
втулок-амортизаторов. Состоитиз
двух основных узлов - электродвигателя и компрессора. Осевая линия валов МК
располагается поперек кузова вагона, а электродвигатель крепится к корпусу
(картеру) компрессора при помощи шести болтов М16. Картер компрессора, является
деталью, на которой монтируются все остальные узлы. Доступ в корпус
осуществляется через окна, закрываемые крышками. Связующим звеном между
электродвигателем и компрессором является двухступенчатый редуктор.
Производительность мотор-компрессора составляет
|
|
|