Дизели в 12-цилиндровом исполнении могут выпускаться в трех вариантах:
дефорсированные дизели 12Д70 с заниженными мощностью и частотой
вращения, с повышенными моторесурсом и надежностью; дизели 12Д70Ф1 со
средним форсированием; дизели 12Д70Фг с повышенным форсированием.
Как одна из модификаций базового дизеля 2Д70 дизели 12Д70
характеризуются основными конструктивными и технологическими
особенностями всего семейства дизелей 2Д70. Дизель 12Д70 12-цилиндровый,
V-образный, четырехтактный двигатель со струйным распыливанием топлива,
газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха. В отличие от
базового дизеля на 12Д70 установлена импульсная система наддува. Дизели
12Д70 имеют повышенный моторесурс, меньшую частоту вращения (850 об/мин)
и заниженную мощность (2000 л. с.) по сравнению с базовой моделью Д70 и
предназначены для замены дизелей 2Д100 при модернизации тепловозов ТЭЗ.
Основные параметры дизеля 12Д70 приведены в табл. 22.
Дизель 12Д70 был создан в начале с изобарной системой газотурбинного
наддува и в процессе стендовых испытаний показал высокую экономичность.
Удельный эффективный расход топлива составил 143—144 г/э. л. с-ч на
режиме полной мощности 2000 л. с. при частоте вращения коленчатого вала
850 об/мин. Для повыше-ния эффективности работы двигателя при других
режимах газотурбинный наддув был усовершенствован (применена импульсная
система с преобразователем импульсов перед турбиной компрессора).
Сравнительные испытания дизеля с различными системами наддува были
проведены при порядке работы цилиндров 1—4—2—6—3—5. Для импульсной
системы применен турбокомпрессор ТК-ЗОВ с четы-рехзаходным газоприемным
корпусом турбины, а для системы с преобразователями импульсов и для
изобарной системы ТК-ЗОВ с двухзаходным газоприемным корпусом турбины.
Конструктивные параметры исследованных систем выпуска приведены в табл.
26.
Зависимость параметров дизеля 12Д70 от частоты вращения при различных
системах газотурбинного наддува приведена на рис.
105.
Из приведенных данных видно, что применение на дизеле iza/u импульснои
системы газотурбинного наддува существенно улучшило его показатели при n<=700
об/мин в сравнении с показателями для изобарной системы и практически
обеспечило неизменные параметры двигателя на номинальном и близких к
нему режимах (в диапазоне n=350—500 об/мин се уменьшился на 6—7 г/э. л.
с.-ч; в диапазоне n=500—700 об/мин — на 3—5 г/э.л.с.-ч). При n>700
об/мин се практически не изменился по сравнению с изобарной системой.
Уменьшение расхода топлива на режимах, отличных от номинального,
сопровождается снижением tn в среднем на 30°С при одновременном
увеличении cs, ps и т)Тк, что благоприятно сказывается на повышении
надежности работы цилиндропоршневой группы.
и ВТ4. Наименьшая и наибольшая частоты вращения
обеспечиваются регулировкой вертикальной тяги рычажной системы и
смещением шарового шарнира в пазу рычага. Порядок включения
электропневматических вентилей ВТ и частота вращения дизеля при
различных положениях контроллера приведены в табл. 27.
Система автоматизации, устанавливаемая на 12Д70, обеспечивает выполнение
следующих операций: дистанционный пуск дизеля; поддержание заданной
частоты вращения; защиту дизеля при достижении температуры воды,
давления масла и давления в картере дизеля до предельно допустимых
величин; остановку при достижении предельно допустимой частоты вращения
вала дизеля.
Система автоматизации обеспечивает пуск дизеля только после прокачки
масла по истечении заданного времени. Границы запретных зон опасных
крутильных колебаний системы расположены вне рабочих режимов и отстоят
от них не менее чем на 25% частоты вращения на этих режимах.
Контрольные испытания дизеля со всеми смонтированными на нем агрегатами
и устройствами совмещаются с контрольными испытаниями дизель-генератора
и выполняются по ГОСТ 10448—63. Продолжительность работы на режимах
контрольных и контрольно-сдаточных испытаний указана в табл. 28, 29.
Общая продолжительность работы на всех режимах 5 ч 35 мин. После работы
на этих режимах дизель разбирают и осматривают. Затем выполняют сборку
дизеля, его обкатку и контрольно-сдаточные испытания.
Таблица 28
Таблица 26
Система наддува
Основные данные
изобарная
импульсная
Количество
цилиндров
12
3/6
Площадь сечения
соплового аппарата, см2
93
100
Общий объем
выпускной системы, л
250
105/130
Объем одного
коллектора
210
18,5; 14/22,4
Длина коллектора до
соплового аппарата
3300, 1280
3300/2100
Примечание. В
знаменателе данные для системы с преобразователями импульсов.
Таблица 29
Номера
режимов
1
Положение ,
контроллера
Характеристика
режима
Продолжительность
режима, ч
Номера
режимов
Положение
контроллера
Характеристика
режима
Продолжительность
режима, ч
Мощность,
кВт
Частота
вращения,
об/мин
Мощность,
кВт
Частота
оращения,
об/мнн
1
1
Холостой
400±10
0,25
4
16
1000
850 ±10
0,25
ХОД
5
16
1250
850+10
1
2
6
300
550± 10
0,25
6
16
1375
850 ±10
1
3
9
725
700+10
0,25
По форсированным дизелям 12Д70Ф проведены
проектно-расчетные работы и экспериментальные проверки на
одноцилиндровых отсеках и на развернутых двигателях. Общие
технико-экономические показатели форсированных дизелей 12Д70Ф1 до
агрегатных мощностей 2500 л. с. и 3000 л. с. при частоте вращения
коленчатого вала 1000 об/мин приведены в табл. 22. Дизель 12Д70Ф1 с
умеренным форсированием до мощности 2500 л. с. может быть установлен на
маневровом тепловозе типа ТГ102.
Форсированные дизели 12Д70Ф2 мощностью до 3000 л. с. могут получить
применение на вывозных тепловозах Людиновского завода или на
магистральных тепловозах мощностью 6000 л. с. в одной секции при
двухдизельной силовой установке. Они характеризуются высокими
показателями по удельным расходам топлива и по габаритно-массовым
показателям (удельная масса дизелей 12Д70Ф с форсированием до 3000 л. с.
в агрегате составляет 4,3 кг л. с.) и низкими теплоотводами в воду и
масло.