Цилиндровый комплект. Обслуживание дизелей типа
Д49
Крышка цилиндра, втулка цилиндра, поршень и
шатун образуют цилиндровый комплект, который снимают и устанавливают на
дизель как единое целое (при необходимости можно крышку цилиндра снимать
и отдельно). При сборке комплекта и установке его на дизель необходимо
опрессовать с помощью приспособления (рис. 126) полость охлаждения
крышки в сборе со втулкой цилиндров.
При сборке поршня с шатуном не следует забивать палец в бобышки поршня,
а необходимо нагреть его до 80—100 °С. Для повышения долговечности
рекомендуется первое и третье компрессионные кольца переставить местами,
замки компрессионных колец расположить со смещением на 180°. Разность
массы комплектов шатунов с поршнями, устанавливаемых на каждую из
шатунных шеек коленчатого вала, не должна превышать 500 г, что
обеспечивается подбором. После затяжки шатунных болтов главного и
прицепного шатунов проверяют прилегание головок болтов, гаек и опорных
втулок по опорным поверхностям. Щуп 0,03 мм не должен проходить под
головку болта и гайку и осевой разбег шатунов не менее 0,4—1,06 мм для
главного и 0,35—0,93 мм для прицепного шатунов.
Крышки цилиндров каждого ряда выставляют по линейке относительно
плоскостей прилегания к фланцам выпускных коллекторов.
Допускаемый перекос не более 0,15 мм и утопание с учетом перекоса не
более 0,45 мм обеспечивают поворотом комплекта в блоке цилиндров. Гайки
крепления комплектов к блоку затягивают приспособлением (рис. 127),
после чего проверяют зазор
в гидротолкателях и одновременность открытия клапанов, и тщательно
затягивают контргайки штанг 10 и 11 (см. рис. 31) моментом 0,15 кН-м в
приспособлении (рис. 128). Слабая затяжка может привести к ослаблению
гайки, изменению длины штанги, к выпаданию ее из гнезд рычагов и
поломкам деталей клапанного механизма.