5. Шатунно-поршневая группа. Обслуживание
дизелей типа Д49
Коленчатый вал практически не требует ухода до капитального ремонта
дизеля. Надежная работа вала зависит от качества фильтрации масла,
температуры и давления масла дизеля, состояния антивибратора и
силиконового демпфера, укладки вала в блоке.
Шатуны. Обслуживание дизелей типа Д49
На каждом ТР-2 и ТР-3 при снятии шатунов с
дизеля контролируют состояние нижней головки, втулок верхних головок,
втулок пальца прицепного шатуна, вкладышей, шатунных болтов и пальцев.
Нижнюю головку шатуна измеряют при затяжке болтов в соответствии с
требованиями чертежа. Диаметр постели должен быть 220 мм, овальность не
более 0,07 мм. Отклонение от этих размеров постели исправляют на
хонинговальном станке, а восстанавливают первоначальные размеры
хромированием, толщина хрома после окончательной обработки поверхности
не более 0,15 мм.
На вкладышах не допускаются трещины, выкрашивание и отслаивание заливки,
сильный наклеп стыков и наружной поверхности, грубые риски. Размер в
плоскости стыков в свободном состоянии, толщина вкладыша, натяг,
непрямолинейность образующей наружной поверхности должны соответствовать
значениям, приведенным в приложении 2. Зазор на масло по обмерам
шатунной шейки коленчатого вала и вкладыша не выше 0,35 мм. Зазор на
масло восстанавливают заменой вкладышей. При износе прира-боточного
покрытия на площади более 20 см2 его восстанавливают гальваническим
способом по специальной технологии. При замене вкладыша из-за наклепа на
постели следует удалить пятна наклепа.
Натяг вкладыша проверяют в приспособлении — полупостели с диаметром/) =
210,0+0,006 мм, к торцам вкладыша прикладывают равномерно распределенную
нагрузку Q = 41 ± 0,1 кН-м. Схема приспособления аналогична схеме для
коренных вкладышей. Шатунные болты проверяют дефектоскопом на отсутствие
трещин. При наличии грубых рисок и забоин на стержне и резьбе болтов их
следует заменить. Штифты вкладышей должны иметь плотную посадку в
отверстиях постели, выступание штифта над постелью не более 3,5 мм,
утопание утолщенной части штифта относительно поверхности постели не
менее 0,5 мм.
Втулки верхних головок и пальцы прицепного шатуна заменяют при
ослаблении их посадки в постелях, наличии выкрашивания бронзы,
достижении предельных зазоров на масло между втулками и пальцами (см.
приложение 2). При замене новую втулку запрессовывают с натягом
0,10—0,14 мм для верхней головки
и 0,06—0,11 мм для прицепного сочленения. При
запрессовке обеспечивают правильное поло* жение отверстий и прорези для
прохода масла. При фрезеровке торцов и обработке фасок втулок после
запрессовки, чтобы сохранить форлу втулок, необходимо защищать рабочую
поверхность и масляные каналы от стружки. Палец прицепного сочленения
заменяют при трещинах и износе свыше нормы (см. приложение 2).