КОНСТРУКЦИЯ НАСТЕННЫХ ЧАСОВ И РЕМОНТ ИХ

 

  Главная       Учебники - Часы      РЕМОНТ ЧАСОВ (И.С. БЕЛЯКОВ, С.Е. КРЕПС, П.Д. СУРИН) - 1964 ГОД

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

 

 


 

ГЛАВА VII


 

КОНСТРУКЦИЯ НАСТЕННЫХ ЧАСОВ И РЕМОНТ ИХ


 

  1. МЕХАНИЗМ ХОДА


     

    Детали механизма настенных часов расположены между двумя латунными пластинами различных конфигураций — прямоугольными, квадратными, круглыми. Пластины скреплены между собой четырьмя стойками, на резьбу которых навинчены гайки, или в выступах стоек просверлены отверстия, в которые плотно вставлены конусообразные штифты.

    В большинстве настенных часов в качестве колебательной системы используется маятник, который подвешивается на стальных подвесных пружинах, скрепленных латунными пластинами (рис. 188) разных форм.

    image

    Рис. 188. Подвесы маятника настенных часов:

    image

    1-одинарный; -двойной; 3-для полусекундных маятников; 4 - для английских настольных часов с полусекундным маятником

    image

    Рис. 189. Узел подвеса маятника:

    — кронштейн; — подвесная пружинка; 3 —

    стержень маятника


     

    Рис. 190. Маятник настенных часов: 1 — стержень; 2 — линза

    Одинарные подвесы употребляются редко, так как при одинарной пружине маятник при

    колебании отклоняется от плоскости качания. При двойных пружинах это исключается при условии, что длина обеих пружин одинакова и они не имеют изгибов по плоскости. Толщина стальных пружин подбирается в зависимости от веса линзы маятника. Обычно толщина стальной пружины должна находиться в пределах от 0,05 до 0,2 мм (для различных конструкций), а ширина и длина — от 2 до 10 мм. Подвес маятника имеет отверстия диаметром от 1 до 2 мм, куда вставлен штифт. Крючок маятника надевается на нижний штифт, а верхний штифт подвеса закрепляется в особом кронштейне (рис. 189).

    Маятник часов состоит из легкого, но жесткого стержня и более тяжелого (по сравнению со стержнем) груза — линзы. Груз маятника при регулировке хода часов может быть передвинут вверх и вниз с помощью гайки, находящейся на стержне маятника (рис. 190).

    Период колебания маятника зависит от его длины. Чем длиннее маятник, тем медленнее совершаемое им колебание и, наоборот, чем короче маятник (т. е. чем выше поднят груз), тем колеба- ние быстрее.

    image

    Рис. 191. Несвободный ход с трением на покое и его последовательная работа:

    1 — ходовое колесо; 2 — якорь; 3 — палета входная; 4 — палета выходная; 5 — стальные пластинки, закрепляющие палеты; б — место для

    оси анкера

    При повышении температуры часы обычно отстают, а при понижении — спешат вследствие того, что стержень маятника, как и все тела, деформируется под воздействием температуры. Для того, чтобы изменения температуры не влияли на точность показания часов, применяют компенсационные маятники. В этом случае маятники изготовляют из материалов, обладающих малым коэффициентом температурного расширения, например дерева (ель или сосна), так как оно при повышении температуры расширяется в два-три раза меньше металла. Чтобы в поры дерева не проникла влага, стержень насквозь пропитывают масляным лаком. В другом случае стержень делают из

    неоднородных материалов, так как различные металлы под воздействием температуры расширяются в различной степени. Например, стержень маятника может состоять из нескольких стальных и латунных прутьев, упирающихся в поперечный брусок маятника и деформирующихся по длине. Благодаря этому длина маятника остается стабильной и точность хода часов почти не нарушается.

    Находясь в состоянии покоя, маятник сохраняет вертикальное положение. Когда маятник выведен из состояния покоя, он возвращается к положению равновесия, благодаря силе тяжести и эластичности подвеса. Однако при движении маятника по инерции он пройдет положение равновесия и отклонится в обратную сторону почти на такое же расстояние, на которое был отклонен пер- воначально.

    Для того чтобы колебания маятника не затухали, стержень маятника входит в разрез вилки, установленной на оси якоря, на котором укреплены входные и выходные палеты, связанные в своей работе с ходовым колесом. Такой ход называется несвободным с трением на покое (рис. 191).

    Плоскости покоя входной и выходной падет имеют цилиндрическую форму; скошенные плоскости налет называются плоскостями импульса. Точки начала и конца поверхности покоя, соеди- ненные с центром качания маятника, образуют угол покоя, а точки начала и конца импульса — угол импульса.

    image

    Ходовое колесо под воздействием заведенной пружины или поднятой гири через равные промежутки времени поддерживает колебания маятника, сообщая импульсы налетам якоря. Когда маятник начинает отклоняться от одного крайнего положения в другое, он поворачивает и вилку, которая в свою очередь поворачивает якорь. В это время зуб ходового колеса скользит по по- верхности покоя входной палеты; затем зуб, попадая на плоскость импульса входной налеты, толкает якорь, а тем самым и вилку в момент, когда маятник еще не дошел до положения равновесия. Правой стороной паз вилки ударяется о стержень, отбрасывая маятник в противоположную сторону. Одновременно зуб ходового колеса проходит плоскость импульса входной палеты, и впередистоящий зуб ходового колеса упадет на поверхность покоя выходной палеты. Пока маятник продолжает свой путь, поверхность покоя палеты скользит по зубу ходового колеса. Колесная система в это время остается неподвижной. Она приходит в движение тогда, когда зуб, попадая на плоскость импульса палеты и скользя по его поверхности, сообщает якорю импульс.

    image


     

    Рис. 192. Маятниковый ход с отходом назад

    1 — ходовое колесо; — входная палета; 3 —

    якорь; — выходная палета

    Рис. 193. Ход с крючковым якорем:

    1 — ходовое колесо; 2 — входная палета; 

    якорь; 4 — ось якоря; 5 — выходная палета

    Маятник, дойдя до крайнего положения, начинает возвращаться назад, и весь процесс повторяется.

    Ходовое колесо имеет различное число зубьев (24,30,36, 42 и т. д.). Якорь охватывает от 4,5 до 11,5 зубьев ходового колеса. Толщина палет несколько менее, чем полшага зуба. Шаг зуба колеса складывается из ширины зуба и ширины впадины.

    В некоторых часах применяется ход, представляющий собой цельный стальной отполированный якорь (рис. 192). Это — тип спуска с отходом назад, т. е. при работе часов ходовое колесо несколько отходит назад под воздействием плоскостей покоя якоря. Наконец, имеется ход с крючковым якорем (рис. 193), принцип работы которого подобен спуску с отходом назад.

    Настенные часы без боя отечественного производства с семидневным пружинным заводом имеют простую конструкцию: передача с цевочным зацеплением и ход с крючковым якорем (рис. 194).

    Недостаток данных часов заключается в одинарной пружине подвеса. Пружина подвеса в этих часах входит в разрез кронштейна очень плотно.

    image

    Рис. 194. Маятниковые часы отечественного производства без боя:

    1 — барабанное колесо; — заводная пружина; 3 — заводной вал; 4 — добавочное колесо; 5 — вексельное колесо; 6 — минутный триб; 7 — гайка крепления минутной стрелки; 8 — центральное колесо; 9 — часовое колесо; 10 — ходовое колесо; 11 — якорь; 12 — минутная стрелка; 13 — часовая стрелка; 14 — мост якоря; 15 — пружинка подвеса; 16 — промежуточное колесо; 17 — предохранительные штифты; 18 — стержень маятника; 19 — мост завод- ного вала; 20 — вилка; 21 — крючок маятника


     

  2. МЕХАНИЗМ БОЯ НАСТЕННЫХ ЧАСОВ


     

    Схема механизма боя представлена на рис. 195.

    Механизм боя в часах имеет собственный источник энергии в виде заведенной пружины, обычно находящейся в барабане, или получает энергию от поднятой гири.

    Механизм боя, работающий со счетным колесом, имеет следующие детали:

    1. — барабан, сопряженный своими зубьями с трибом добавочного колеса, на оси которого насажен счетный диск;

    2. — добавочное колесо, находящееся в зацеплении с трибом штифтового колеса, несущего на себе 9 — 10 подъемных штифтов или звездочку с тем же количеством выступов;

    3. — штифтовое колесо, зацепляющееся с трибом первого пускового — стопорного колеса, несущего на себе один штифт;

    4. — стопорное колесо, зацепляющееся с трибом второго пуско- вого колеса, также несущего на себе штифт;

    5. — второе пусковое колесо, находящееся в зацеплении с трибом ветряка-регулятора;

    6. — валик 2. (рис. 196), имеющий подъемный стержень 1, соприкасающийся в своей работе со штифтовым колесом 3, на квадрате которого закрепляется молоток;

    7 — рычаг замыкания (фис. 197), соприкасающийся через штифт 5 с первым пусковым колесом и несущий «а себе рычаг отсчета, который лежит на счетном диске;

    1. — двуплечий рычаг отпирания 2, находящийся под циферблатом;

    2. — рычаг отпирания 2, соприкасающийся с рычагом замыкания и закрепленный на валу рычага замыкания.


     

    image

    Рис. 195. Механизм боя настенных часов

    1 — барабан; 2 — добавочное колесо; — штифтовое колесо; — стопорное колесо; 5 — второе пусковое колесо

    image

    Рис. 196. Колесо с подъемными штифтами и валик молотка:

    1 — подъемный стержень; — валик молотка; 3 — колесо с подъемными штифтами

    image

    Рис. 197. Схема механизма боя в начале подъема двуплечего рычага отпирания и момент подъема рычага замыкания:

    1 — минутный триб; 2 — двуплечий рычаг отпирания; 3 — колесо рычага замыкания; 4 — остановка первого пускового колеса и штифта на рычаге замыкания; 5 — штифт первого пускового колеса; — выступ; 7 — штифт второго пускового колеса

    Процесс работы механизма боя заключается в освобождении механизма для разбега колесной

    системы, производства ударов и прекращения боя. Механизм боя действует в течение короткого промежутка времени, после автоматического отпирания, которое производит стрелочный механизм часов.

    На оси центрального колеса закреплен минутный триб 1, на котором находятся два штифта. Вращаясь вместе с осью, каждые полчаса он поднимает двуплечий рычаг отпирания 2, который, в свою очередь, упираясь в рычаг замыкания 3, поднимает его. На валу рычага плотно закреплен рычаг-колено. Поднимаясь на достаточную высоту, рычаг освобождает штифт первого пускового колеса, и колесо совершает короткий пробег. Вместе с ним совершает пробег примерно на полуоборота второе пусковое колесо, и штифт 7, находящийся на нем, падает на выступ двуплечего рычага отпирания 2.

    image

    Короткий пробег колес за 3 — 5 мин перед боем называется подготовкой к бою. Только по истечении 3 — 5 лш«, когда минутная стрелка подойдет к цифрам 12 и 6, штифт минутного триба переместится настолько, что освободит лежащий на нем.двуплечий рычаг отпирания Этот рычаг, падая, возвращается в свое первоначальное положение, тем самым штифт 7 второго пускового колеса освобождается, и механизм боя приходит в движение.


     

    Рис. 198. Счетный диск:

    1 — счетный диск; 2 — рычаг отсчета


     

    Во время движения колес каждый штифт штифтового колеса или зуб звездочки, подойдя к выступу вала молоточка, поднимает его вверх. Как только выступ молотка, освобождаясь, падает, вместе с ним падает и молоток, ударяя по пружине или гонгу.

    Чтобы часы могли отбивать правильное время, в механизме боя имеется счетный диск (рис. 198),

    который закреплен на квадратном конце оси добавочного колеса.

    На счетном диске имеются выступы неравной величины, размеры которых определяются количеством требуемых ударов. Счетный диск передвигается от одной выемки к другой при каждом действии механизма боя.

    Рычаг отсчета своим рабочим концом лежит на счетном диске. Когда часы отбивают один раз, т. е. полчаса, тогда рычаг отсчета не выходит из выемки счетного диска. Наоборот, когда рычаг отсчета попадает на выступ счетного диска, то он, находясь на одном валу с рычагом замыкания и поднимая его, не дает возможности остановиться колесам боя, и часы бьют столько раз, сколько показывают стрелки на циферблате. Как только рычаг отсчета достигнет выемки в счетном диске, он опускается вниз благодаря пружине, прижимающей рычаг замыкания, который также опускается, и на плечо рычага замыкания ложится штифт первого пускового колеса. Механизм приводится в исходное положение, и часы перестают бить.

    Ветряк-регулятор, испытывающий при вращении сопротивление воздуха, служит для того, чтобы во время боя замедлять движение колес механизма боя. Ветряк свободно насажен на ось и прижимается к ней пружинкой, которая проходит через выточку в оси (рис. 199). Это предохраняет ветряк от продольного перемещения (вверх или вниз). Хотя колеса боя и ось ветряка останав- ливаются мгновенно, это не ведет к повреждению цапф осей и зубчатой передачи в связи с тем, что ветряк продолжает поворачиваться по инерции свободно на своей оси.

    Механизм боя часов с гребенкой (рис. 200) состоит из ступенчатой шайбы 5, находящейся на часовом колесе и заменяющей счетный диск, гребенки 1колеса 2, закрепленного на гребенке, ку- лачка подъема гребенки 10, рычага 7, закрепленного на одном валу с рычагом замыкания, задерживающего обратное движение гребенки.

    Ступенчатая шайба, как и в первом случае, несет на себе два штифта 4, поднимающие двуплечий рычаг отпирания 6. Но при этом штифт, стоящий ближе к центру триба, поднимает рычаг отпирания настолько, что рычаг 7 пропускает гребенку лишь на один укороченный зуб, в силу чего часы пробьют только один удар, т. е. полчаса. Другой штифт минутного триба, отстоящий дальше от центра триба, поднимает двуплечий рычаг отпирания б настолько, что дает .возможность свободно

    image

    упасть рычагу гребенки на один из выступов ступенчатой шайбы 5. Чем ниже падает рычаг с гребенкой, тем большее число ударов выбивает механизм боя.

    image


     

    Рис. 199. Регулятор-ветряк

    Рис. 200. Механизм боя часов с гребенкой: 1 — гребенка; 2

    — колесо гребенки; — часовое колесо; 4 — два штифта на ступенчатой шайбе; 5 — ступенчатая шайба; 6 — двуплечий рычаг отпирания; 7, 8 — рычаг замыкания; 9 — первое пусковое колесо; 10 — кулачок подъема гребенки; 11 — второе пусковое колесо

    Во время боя кулачок 10, поворачиваясь, возвращает назад гребенку 1. Рычаг 7, задерживающий гребенку, не дает ей упасть обратно. В то же время каждое проскакива-ние на один зуб гребенки сопровождается одним ударом молотка по пружине или гонгу. Бой часов кончается тогда, когда в часах с рычажным остановом рычаг, задерживающий гребенку попадает в первоначальное положение. В часах со штифтовым остановом боя кулачок гребенки упрется в штифт, находящийся на ее конце (рис. 201). В остальном конструкция механизма боя та же, что и в предыдущем случае.

    image

    Рис. 201. Механизм со штифтовым остановом боя:

    1 — рычаг, задерживающий гребенку; — кулачок подъема гребенки; — гребенка; — штифт останова боя


     

  3. МЕХАНИЗМ БОЯ С ЧЕТВЕРТЯМИ


     

    Часы, отбивающие четверть часа (рис. 202), в основном имеют те же детали, что и часы с гребенкой, отбивающие только часы и получасы. Этот механизм имеет большую ступенчатую шайбу с насаженными на ней четырьмя штифтами 2, предназначенными для подъема нескольких молотков, стоящих плотно друг к другу.

    Механизм боя часов, отбивающих четверти, имеет следующие детали: малую ступенчатую шайбу, скрепленную с шайбой, отсчитывающей полные часы — и с часовым колесом 3, минутный триб, колесо, включающее бой 4, связанное с рычагом отпирания боя 5, рычаг отбивания четверти 15, рычаг отпирания 5, рычаг замыкания 8, подъемник 16, пусковой рычаг 7,

    рычаг гребенки 14, подъемный кулачок 9, гребенку 12, первое пусковое колесо 10, второе

    пусковое колесо 11, штифт подъемника 17, штифт 6, находящийся внутри механизма и передвигающий шайбу с подъемными штифтами.

    image

    Рис. 202. Механизм боя с четвертями


     

    Отбивание полных часов производится так же, как и в механизмах боя с гребенкой, т. е. отсчет полных часов ведет ступенчатая шайба 1отсчет четвертей производит другая малая шайба с тремя уступами (на рис. не видна), находящаяся под большой шайбой 1.

    Минутный триб, поворачиваясь по ходу часов, штифтами поднимает подъемник 16, 13,

    одновременно поднимается и штифт 17,

    находящийся на подъемнике, который, в свою очередь, поднимает вверх пусковой рычаг 7, скрепленный на одном валике с ним рычаг замыкания также поднимается. Таким образам, одновременно освобождаются гребенка 12 и рычаг 14, которые Падают на малый уступ диска отсчетов и первое пусковое колесо.

    В настенных часах есть свои особенности конструкции узла завода.

    Механизм заводки часов (рис. 203) состоит из выступающего над передней платиной квадратного конца вала барабана 2, на котором плотно установлено храповое колесо 1 с квадратным отверстием.

    Во время заводки часов ключом вал и храповое колесо вращаются, а собачка скользит по его зубьям, препятствуя обратному движению храпового колеса благодаря пружинке 4, которая давит на собачку 3, тем самым прижимая собачку к храповому колесу. Храповое колесо удерживается на валу мостом 5. Мост, собачка и пружина крепятся к платине винтами.

    image

    Рис. 203. Узел завода часов:

    1 — храповое колесо; 2 — квадрат заводного вала; 3 — собачка; — пружина собачки; 5 — мост; — винты моста собачки и пружины

  4. ЧАСЫ СО СТРУННО-ГИРЕВЫМ ЗАВОДОМ


 

Наряду с настенными часами, где заводная пружина приводит в действие часовой механизм, существуют настенные часы с так называемым струнно-гиревым заводом (как с боем, так и без боя) (рис. 204). Эта система подвеса гири в настоящее время встречается редко — в часах устаревших конструкций, а также в современных первичных электрических часах. Струна уложена в спиральный желоб блока и одним концом прикреплена к нему, а другим концом — к крючку, вдел айн-ому в мост механизма 2. Гиря подвешена к блоку на крючке. Барабанное колесо свободно установлено на оси 3. Блок 1 у своего основания имеет храповое колесо 4.

image

Рис. 204. Детали часов со струнно-гиревым! заводом

На барабанном колесе укреплена собачка, прижимаемая пружинкой ко второму храповому колесу

  1. Ось барабанного колеса имеет квадратный выступ для заводки часов. Во время заводки часов ключ вращает барабанное колесо, струна навивается на блок и поднимает гирю.

    Удобство такой конструкции заключается в том, что путь гири при опускании сокращается наполовину, а продолжительность хода часов увеличивается вдвое, по сравнению с ходиками, где гиря висит без блока.

    Принцип осуществления боя и стрелочная часть механизма такие же, как и в настенных часах; ход в большинстве случаев имеет стальной цельный якорь.

    Наиболее распространенной конструкцией настенных часов отечественного производства являются часы типа ЧМС.

    Эти часы имеют двухнедельный пружинный завод; одна пружина является двигателем механизма хода часов, другая — механизма боя.

    Платины часов квадратной формы сопряжены с колонками и закреплены заклепкой; передняя платина при сборке механизма закрепляется на колонках гайками.

    Рычажная система механизма боя вынесена под циферблат, где также размещены стрелочный механизм и храповики с собачками валов барабанов заводных пружин.

    В механизме ЧМС применена система боя с гребенкой. Молотки боя ударяют по гонгам —

    звуковым стержням.

    Механизм хода не отличается какими-либо особенностями. В часах применена скобочная система пуска.

    Применение лаковых покрытий (цапон-лак) для коррозионной защиты платины, барабанов и некоторых других латунных деталей требует некоторой осторожности, так как чистить подобные детали жесткой щеткой, мелом, спиртом невозможно; промывать их нужно только в бензине.

    При повреждениях лакового покрытия рекомендуется очистить деталь мелкой наждачной бумагой, соблюдая прежнее направление декоративных рисок, после чего на поверхность слегка подогретой детали мягкой кистью -нанести тонкий слой цапон-лака. Отверстия в деталях после просушки лака необходимо тщательно очистить.

    Типичными дефектами рассматриваемого механизма является износ опорных отверстий платин, износ цапф, а также поломка резьбовой части центральной оси, наиболее часто происходящая при переводе стрелок.

    Наиболее сложны по конструкции напольные часы, выпускаемые отечественной промышленностью, с боем четвертей часа.

    Механизм этих часов отличается высоким качеством отделки деталей: платины имеют никелевое покрытие, трибы делают с фрезерованными зубьями, спуск типа Грахама снабжен стальными или рубиновыми палетами.

    Кинематически механизм этих часов состоит из трех самостоятельных групп: механизма, хода, механизма боя четвертей и механизма боя полных часов, сопряженных через рычаги, регулирующие моменты включения этих механизмов.

    Бой часов осуществляется ударами молотков по гонгам. Четверти отбивают четыре раздельно действующих молотка; бой часов производится четырьмя одновременно действующими молотками.

    Включает механизмы боя четырехзубая звездочка, установленная на центральной оси. Один зуб звездочки, соответствующий включению боя четвертой четверти и целых часов, удлинен.

    В описываемых часах применены своеобразные регуляторы скорости в механизмах боя. Эти регуляторы выполнены в виде ветряков, лопасти которых при вращении могут под воздействием центробежной силы радиально отклоняться от оси, увеличивая тем самым момент инерции. В результате скорость вращения их достаточно постоянна, поскольку момент инерции ветряка пропор- ционально увеличивается изменению момента, развиваемого заводной пружиной.

    В исходное положение лопасти ветряков возвращаются с помощью пружины, закрепленной она оси ветряка.

    Конструкция напольных часов обеспечивает им большую прочность и надежность в работе, и эти часы редко выходят из строя. Характерным дефектом является поломка пружин маятникового подвеса.


     

    1. РАЗБОРКА ЧАСОВ


       

      Разборку механизма настенных часов .начинают с маятника и подвесной пружины.

      Затем снимают стрелки и циферблат. При снятии стрелок следует проверить надежность посадки минутной стрелки на минутном трибе. Также нужно проверить, соответствует ли положение стрелки времени включения боя, т. е. стоит ли она на цифре 12 или 6. Если втулка в стрелке проворачивается или очень свободно садится на квадрат минутного триба, то в этом случае применяют три способа ремонта: заклепывание, стягивание отверстия, приточка новой втулки.

      Если показания минутной стрелки неправильны, следует осторожно повернуть втулку стрелки. Для этого квадратный стержень закрепляют в тисках и, насадив втулку стрелки на стержень, пово- рачивают стрелку, после чего закрепляют втулку.

      При слабой посадке часовой стрелки необходимо стянуть отверстие. Если ножка слабо держится на циферблате, следует снять циферблат с подциферблатной пластины и заклепать ножку.

      Продолжая разборку часов, снимают молоток и исправляют его, если в нем ослаблено крепление рычага или винта или ослабело крепление стержня в оси. Эти недостатки можно устранить заклепыванием, исправлением резьбы, подборкой или изготовлением нового винта.

      Прежде чем снять стрелочные колеса и рычаги, предварительно проверяют их работу и отмечают дефекты, подлежащие исправлению.

      Далее полностью опускают пружину, для чего -ключ устанавливают на заводном валу и правой рукой немного поворачивают его, а левой поднимают собач-ку и освобождают храповое колесо. Затем ключ поворачивают .на один оборот влево, отпускают собачку и вновь повторяют описанное

      до полного спуска пружины. До спуска пружины нужно осмотреть, как собран механизм боя и учесть все недостатки хода и боя. Особенно это относится к часам со сложным боем.

      Спустив пружину, снимают вилку и штифт, укрепляющий счетный диск. Затем разбирают оставшиеся под циферблатом детали, для чего, отвернув гайки или вынув штифты, снимают платины. Ударом молотка по оси снимают счетный диск.

      После разборки часов необходимо осмотреть все детали механизма хода и боя, .колеса, зубья, цапфы и т. д. и выявить их неисправности. Следует отполировать и выровнять цапфы, поврежденные заменить новыми, выровнять колеса, стянуть отверстия, выровнять или вставить зубья.

      Шлифуют и полируют трибы чуркой с набранным на нее маслом, снятым с точильного камня. Когда будут выведены все риски и следы коррозии, трибы чистят бензином и приступают к оконча- тельной полировке тем же способом с применением диамантина или крокуса, а затем снова промывают в бензине.

      Если в цельном трибе сломан зуб, а заменить триб нечем, то на месте поломанного зуба необходимо ка,к можно глубже просверлить несколько отверстий, нарезать в них резьбу, затем наре- зать резьбу на отрезках стальной проволоки и, ввинтив их в отверстия, пропаять серебряным припоем. После этого триб нужно очистить от окалины, придать штифтам форму смежных зубьев, закалить, отпустить до синего цвета и отполировать.

      После проделанной работы необходимо проверить, правильно ли происходит зацепление колеса и исправленного триба. Осевой зазор осей колес настенных часов должен быть возможно меньшим (не больше 0,1 мм).

      При осмотре якоря надо тщательно закрепить слабо сидящие палеты, а также закрепить на оси слабо сидящий якорь. Вилка также должна быть закреплена на оси так, чтобы она поворачивалась с некоторым трением.

      Если рабочие поверхности палет или стальной скобки разъедены или имеют риски, их шлифуют и полируют на стекле с крокусом. Поверхность палет после полировки должна быть зеркальной.


       

    2. БАРАБАН С ПРУЖИНОЙ


       

      До разборки барабана рекомендуется нанести метки на барабане и на крышке для того, чтобы крышку при сборке поставить на старое место.

      image

      Рис. 205. Способ стягивания отверстия храпового колеса пуансоном:

      1 — пуансон для стягивания отверстия; — стянутое отверстие храпового колеса

      Плоскости квадрата вала барабана при необходимости следует исправить плоским напильником и отполировать его пятки. После удаления пружины нужно отполировать отверстия в барабане и крышке. Вынимать пружину из барабана следует осторожно, чтобы пружина не получила воронкообразную форму, что увеличит трение о дно и крышку барабана, отрицательно влияющее на ход и бой часов. Воронкообразную пружину следует обязательно выровнять. До вставки пружины в барабан нужно протереть ее с обеих сторон масляной тряпкой, не оставляя следов засохшего масла.

      После чистки, вставки и смазки пружины и вала собирают оа-рабан. При этом крышку закрывают, зажимая барабан в тисках между двумя дощечками, или плотно заворачивают в чистую тряпку, чтобы губки тисков не повредили барабан и его зубья. После сборки барабана проверяют правильность зацепления пружины за крючок вала барабана и самого барабана. Для этого, обернув

      тряпкой квадрат .вала, его зажимают в настольные тиски и поворачивают барабан до отказа.

      Подбирая новую пружину, нужно обеспечить зазор на 0,5 - 1 мм до торца барабана.

      Исправление крючка барабана или крючка вала, или изготовление новых крючков, а также исправление сломанной пружины производится так же, как в наручных или карманных часах.

      На квадрате заводного вала плотно, без зазора устанавливают храповое колесо. Если зазор большой, то подбирают готовое колесо или изготовляют новое. При использовании старого храпового колеса следует разработанное отверстие стянуть специальным пуансоном (рис. 205). Ширина пуансона должна быть равна стороне квадратного отверстия храпового колеса.

      Сработанные зубья храпового колеса поправляют треугольным напильником, а собачку —

      плоским и полукруглым напильниками.


       

    3. ЧИСТКА И СБОРКА НАСТЕННЫХ ЧАСОВ


 

Чистка настенных часов. Если механизм часов не очень загрязнен, то достаточно почистить его бензином, мелом и щеткой. В случае сильного загрязнения нужно применить специальный состав для чистки.

Отверстия для цапф прочищают чуркой; углубления и гнезда для масла должны быть абсолютно гладкими и чистыми. Чурку стачивают в виде сверла, наматывают на нее вату с крокусом и полируют гнездо. Потом чуркой, заточенной на конус, полируют отверстия.

После чистки часов прикасаться пальцами к платинам и колесам не следует. Стальные плоские детали после чистки нужно отшлифовать, промыть и отсинить, если на их плоскостях имеется коррозия.

Сборка настенных часов. Сборку настенных часов начинают с того что кладут платину с ножками на специально приготовленную подставку. Затем устанавливают центральное колесо и оба барабана вставляют валики боя, колеса хода и боя. После этого осторожно накладывают другую платину. Пинцетами вставляют в отверстия платины валы барабанов и колес. Сборку следует производить осторожно, чтобы не погнуть цапфы колес.

После сборки платины следует закрепить всеми штифтами, а потом проверить скат колес, вращая барабаны хода и боя. Затем следует проверить, правильно ли собраны колеса боя. После этого вставляют рычаги, пружинки рычагов, счетный диск и проверяют работу механизма боя.

Сборка механизма боя. Для правильной сборки механизма боя необходимо, чтобы во время остановки боя подъемный выступ молотка ни в коем случае не касался штифта или зуба звездочки Подъемный штифт нужно установить так, чтобы он во время остановки боя не касался подъемного стержня молотка. Это способствует более легкому подъему молотка, так как колесо успевает приобрести некоторую скорость раньше, чем подъемный штифт коснется выступа молотка. Выступ молотка не должен касаться стенок штифтового колеса. Стержень молотка должен быть хорошо отполирован, чтобы облегчить работу механизма боя Подъемный стержень молотка в валу должен быть плотно закреплен а вал не должен иметь большого осевого зазора. Кожаные или замшевые вставки на молотках закреплены столярным клеем Если вставка износилась, то следует вставить новую для мягкости звука боя. Возвратная пружина молотка должна нажимать на молоток эластично. Между моментом падения молотка и остановом боя второе пусковое колесо может сделать до 3/4 оборота. Когда механизм боя перестает работать, штифт второго пускового колеса должен остановиться против или вблизи триба, ветряка или на полоборота от рабочею конца двуплечего рычага отпирания. Крылья ветряка должны быть установлены на оси триба плотно, для того чтобы

исключить возможность проскальзывания.

Чтобы во время сборки правильно установить штифтовое ко-лeco, используют мост, находящийся на платине; отвинтив его, можно переставить штифтовое колесо в нужном направлении.

В механизме боя встречаются следующие дефекты: рычаг отпирания еще не опустился, а штифт второго пускового колеса проскакивает мимо конца двуплечего рычага отпирания, а часы бьют без остановки; количество ударов перепутано.

В этих случаях необходимо обратить внимание, правильно ли установлен счетный диск и рычаг отсчета, соединяющийся с ним.

Если ветряк на своей оси сидит слабо или о« мал по размеру, это вызывает ускоренный бой часов. Для устранения дефекта нужно или закрепить плотнее фиксаторную пружинку, или увеличить ветряк путем приклепки или припайки дополнительных пластин по бокам ветряка, увеличивая его площадь, но лучше изготовить новые лопасти.

Замедленный бой вызывается следующими причинами:

  1. недостаточная смазка работающих частей боя;

  2. погнуты цапфы в одном из колес боя;

  3. мал зазор в одной из деталей боя или длинен молоток;

  4. малый или большой зазор между одним из колес и трибов боя;

  5. не отрегулированы рычаги боя;

  6. сильный нажим возвратной пружины на вал молотка.

Ход и бой часов могут прекратиться, если штифт второго пускового колеса упрется в двуплечий рычаг отпирания.

Сборка механизма боя с гребенкой. Для правильной сборки механизма боя часов с гребенкой нужно обратить внимание на следующее.

  1. Оси должны быть плотно запрессованы в рычаги.

  2. Должен быть обеспечен надлежащий зазор для перемещения рычагов.

  3. До постановки циферблата нужно несколько раз проверить правильность боя на все 12 ударов. Раньше чем опилить или отогнуть какую-либо из деталей боя, нужно тщательно проверить весь механизм и убедиться в необходимости выполнения этих операций.

  4. Минутный триб на оси центрального колеса должен вращаться достаточно туго. Если он закреплен слабо, то трубку триба сжимают круглогубцами.

  5. Если триб вексельного колеса или муфта часового колеса проворачивается, необходимо их закрепить, стянув пуансоном.

    После окончательной установки механизма боя плотно закрепляют штифты платины и регулируют механизм хода. Заведя немного пружину, устанавливают ход. Глубина хода с налетами должна равняться примерно четвертой части толщины палет. При этом глубина падения обеих палет должла быть совершенно одинакова.

    image

    Рис. 206. Виды штифтов:

    1 — штифт конический; — штифт гладкий цилиндрический, — шплинт

    После сборки смазывают маслом трущиеся поверхности деталей механизма, в том числе палеты. Затем устанавливают циферблат и стрелки. В часах настенных и напольных в основном применяются штифты в качестве крепежных и установочных деталей. Штифты встречаются цилиндрические, конические и шплинты (рис. 206). Для закрепления разных рычагов в настенных и других крупных часах рекомендуются шплинты. Для других целей, таких как укрепление циферблата и т. п., рекомендуются крепежные штифты с небольшой конусностью. Штифт с большим конусом держится в отверстии ненадежно.


     

    1. ПУСК ЧАСОВ


       

      Для лучшей регулировки хода и боя часов рекомендуется устанавливать механизм в корпус до постановки циферблата.

      Закрепляя механизм в корпусе, нужно правильно устанавливать ход и бой.

      Стержень маятника, входя в разрез вилки, не должен касаться ее роликов и должен находиться примерно в середине зазора.

      В месте, где стержень маятника соприкасается с вилкой, на стержне могут быть выбоины. Дефект исправляется двумя способами: поворотом стержня вокруг оси на 90°; поднятием стержня и опусканием на такое же расстояние диска маятника.

      Корпус часов должен висеть на стене ровно, при этом удары хода должны быть ритмичными.

      Наилучшая амплитуда колебания маятника будет в том случае, если импульс наступит в момент прохождения маятником положения равновесия.

      Крючок маятника должен легко сниматься с подвеса, но слишком большой вырез крючка может вызвать боковое движение крючка маятника, вследствие чего правильный ход часов будет нарушен. Крючок должен плотно прилегать к штифту, для этого его опиливают соответствующим образом. Если же зазор в крючке слишком велик, крючок сжимают соответственно по толщине подвеса. Маятник должен висеть вертикально. Линза маятника не должна задевать о заднюю стенку корпуса.

      Если корпус висит криво, то, задерживая рукой якорь, другой рукой передвигают вилку в ту сторону, в какую смещен корпус. Если вилка изготовлена из проволоки, ее сгибают в ту же сторону.

      После установки настенные часы следует закрепить так, чтобы во время завода они не могли произвольно передвигаться из стороны в сторону. Для этого по бокам корпуса имеются винты, упирающиеся в стену.

      image

      При установке часов следует еще раз проверить правильность работы механизма боя. Если бой перепутан, то правильный бой можно установить, не извлекая механизм из корпуса, нажимая и отпуская выступающий наружу с правой стороны циферблата хвостовик рычага замыкания до тех пор, пока количество ударов не будет соответствовать показанию стрелок.

      image

      Рис. 207. Низкая установка молотка по отношению к пружине


       

      Рис. 208. Бой часов по гонгам:

      — молоток; 2 — гонг (тонфидер); 3 — стойка, укрепляющая гонг в корпусе

      При недостаточной громкости и звучности ударов молотка или дребезжащем звуке следует подогнуть молоток вверх. Если молоток после удара по пружине касается ее, нужно передвинуть молоток по рычагу ближе или дальше от того места, где закреплена пружина. Если молоток боя падает мимо звуковой пружины, необходимо отогнуть его в нужную сторону. При этом молоток должен ударять в пружину своей центральной частью. Если часы во время боя издают дребезжащий звук, причины могут заключаться в следующем: витки пружины соприкасаются друг с другом; витки пружины соприкасаются со станком, с вилкой или с корпусом; молоток установлен низко, у самой пружины, и после последнего удара он, еще вибрируя, продолжает касаться пружины (рис. 207).

      Представление о правильной установке молотка по отношению к гонгам дает рис. 208.


       

    2. ХОДИКИ И ИХ РЕМОНТ


       

      Наиболее простые по конструкции часы — ходики — в ремонт почти не поступают, однако часовой мастер должен знать и их конструкцию. Эти часы приводятся в движение тяжестью опускаю- щейся гири, благодаря чему механизм этих часов находится под действием постоянного, равного по величине усилия (кроме момента, когда подтягивают гири вверх). Опускание гири преобразуется во вращательное движение на цепное колесо, которое передает вращение на триб промежуточного колеса. Промежуточное колесо в свою очередь сцепляется с трибом ходового колеса. Ходовое колесо имеет своеобразно устроенные зубья, нажимающие на плоскости скобки, передающей .импульс на маятник. К оси скобки прикреплена изогнутая стальная мягкая проволока, так называемая вилка, через отверстие которой проходит стержень маятника, висящего на качалке (рис. 209).

      Колеса ходиков, как и во всех часовых механизмах, латунные, а оси и трибы — стальные. Трибы изготовляют цельные — фрезерованные и сборные, из стальных полированных штифтов (так называемое цевочное зацепление).


       

      image

      Рис. 209. Механизм ходиков (вид с задней стороны):

      1 — заводное колесо; 2 — вилка; — ходовое колесо; — скобка; 5 — мост анкерной вилки; 6 — гайка, укрепляющая плагину; 7 — промежуточное колесо; 8 — платины нижняя и верхняя; 9 — качалка

      image

      Рис. 210. Механизм ходиков (вид спереди и сбоку):

      1 — вексельное колесо; 2 — триб вексельного колеса; — часовое колесо; — минутный триб; 5 — звездочка с зубьями, на которые надевается цепь

      Цапфы осей вращаются в отверстиях, просверленных в латунных платинах (рис. 210).

      Барабанное колесо имеет длинную ось, на задней стороне которой свободно насажена вращающаяся звездочка с семью выступами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. На выступы надеты звенья цепи. К звездочке прикреплено храповое колесо, которое давит на собачку, расположенную на барабанном колесе, благодаря чему барабанное колесо, само поворачиваясь, передает движение остальному механизму.

      Вместо собачки на барабанном колесе может быть укреплена скользящая по колесу фрикционная пружинка, проделывая ту же работу, что и собачка.

      Движение стрелкам передается тремя зубчатыми колесами, помещенными между нижней платиной и циферблатом. Одно из них — минутный триб — туго напрессовано на длинную наружную ось барабанного колеса; рядом с ним на стойку надевается вексельное колесо, сцепленное с минутным трибом. На ось барабанного колеса надето часовое колесо, сцепляющееся с зубьями триба вексельного колеса.

      Ниже описаны только те виды ремонта, которые являются специфическими для ходиков. Ремонт ходиков следует начинать с осмотра всех узлов и деталей и с выявления дефектов.

      Чистка деталей механизма — последняя операция.

      Обязательно следует осмотреть все звенья цепи, сжимая каждое разжатое кольцо плоскогубцами для того, чтобы цепь не срывалась с блока; блок, который может срываться, вследствие неисправности собачки; качалку, и если она стерлась, поставить новую, изготовив ее из проволоки такой же толщины.

      Если на плечиках скобки имеются глубокие царапины, риски или скобка покрыта коррозией так, что исправить ее нельзя, в этом случае следует изготовить новую скобку.

      При изготовлении новой скобки следует плотно вбить продолговатую стальную пластинку в пазы оси, плоскогубцами и напильником придать требуемую форму и размеры обоим плечикам скобки, тщательно отполировать рабочие поверхности скобки.

      После окончательной установки и регулировки новой скобки можно изгибать ее в нужном направлении, при этом между плечиками скобки должно помещаться не больше 2,5 зубьев ходо- вого колеса.

      Заранее следует проверить ходовое колесо и, если имеются погнутые зубья, то выправить их плоскогубцами с гладкими губками, или тупыми пинцетами, а затем отполировать рабочие плоскости зубьев.

      Если минутный триб упирается в платину вследствие малого осевого зазора блочного колеса, необходимо отодвинуть блочное колесо внизу легким ударом молотка по плоскогубцам, приложенным к колесу настолько, чтобы образовался достаточный зазор между платиной и трибом.

      Во время сборки механизма ходиков необходимо проверить, нет ли дефектов в деталях и узлах, по мере необходимости их устранить.

      После сборки механизма необходимо смазать гнезда цапф, трущиеся поверхности скобки, рабочие места качалки и вилки.

      Ходики после ремонта проверяют без циферблата, чтобы легче было определить и устранить недостатки.

      После установки циферблата надо проверить, достаточен ли зазор у часового колеса и нет ли трения его о циферблат.


       

    3. ПРИСТАВНОЙ ХОД ЧАСОВ


 

Некоторые настольные и настенные часы отечественного производства (ЧБН и ЧМС) снабжены приставными ходами, представляющими собой легкоотделяемый от механизма блок, содержащий ходовое колесо, вилку и баланс. Прист-авные хода существуют нескольких типов (Х-3, Х-5 и др.)» отличающихся в основном размерами баланса.

Все детали приставного хода смонтированы на отдельной прямоугольной платине, снабженной тремя пазами, для закрепления винтами платины на механизме часов. Пазы позволяют регулировать глубину зацепления секундного колеса механизма с ходовым грибом приставного хода путем смещения платины приставного хода в радиальном направлении.

Особенностью приставного хода является удлиненный триб ходового колеса, выведенный через

отверстие в платине на сторону, лритивоположную балансу, и поддерживаемый колонкообразным консольным мостом.

Приставной ход подвержен тем же повреждениям, что и обычный. Специфичность регулировки приставного хода в процессе ремонта состоит в том, что зацепление ангренажа проверяется уста- новкой платины хода, несущей только ходовое колесо на основной механизм часов, после чего платина с колесом снимается с механизма и производится полная сборка хода.

Цапфы осей баланса и вилки смазывают маслом в процессе сборки узла приставного хода, цапфы оси ходового колеса — пе-ред установкой узла в механизме часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..