ПОДГОТОВКА ШТАМПОВ И КОНТРОЛЬНОЙ ОСНАСТКИ для
кабины и оперения АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Особенностью подготовки к массовому производству стального кузова
является большое количество (свыше 500 наименований) сложных штампов и
контрольных приспособлений.
Ввиду сложности формы штампуемых деталей кузовов, невозможно дать полное
представление о ней с помощью размеров на чертежах. В связи с этим в
дополнение к чертежам на одинаковых с ними правах в производстве кузовов
применяют объемные модели деталей, так называемые мастер-модели,
изготовленные из дерева или пластмассы. Они изготовлены с точностью до
±0,25 мм и сопряжены между собой для обеспечения собираемости кузова.
Большая точность не рациональна, поэтому во всех чертежах на кузовные
изделия размеры, определяющие форму, всегда принимаются кратными 0,25
мм.
Помимо контроля качества поверхности и сопрягасмостн отдельных деталей
кузова мастер-модели служат также литейными моделями для отливки штампов
и копирами для обработки последних на копировально-фрезерных станках. В
то же время мастер-модели являются эталоном формы изделия при
изготовлении контрольных приспособлений и сборочных стендов. Порядок
изготовления мастер-моделей, хранения, проверки, ремонта и пользования
ими оговорен в специальной инструкции.
Изготовление кузовных штампов — весьма трудоемкая часть подготовки
производства автомобиля. В качестве примера, в табл. 95 приведены
некоторые данные по изготовлению инструмента для производства деталей
кабины ЗИЛ-130.
95. Трудоемкость изготовления штампов для деталей кабины
Изделие
Число штампов и
приспособлений
Т ру д оемкость
изготовления в человеко-часах
Масса штампа в кг
Внутренняя нижняя
панель передка . ,
9
18 317
59 874
Панель
капота
7
17 320
110 575
Панель облицовки
радиатора . .
7
16 542
84 482
Следует отметить, что высокопроизводительные штампы
для кабины и оперения спроектированы н изготовлены заводом на высоком
техническом уровне и обеспечивают хорошую собираемость кабины и оперения
автомобиля ЗИЛ-130.
Учитывая большие трудоемкость и стоимость изготовления кабины и
оперения, необходим тщательный контроль за качеством деталей:
геометрическими размерами и внешним видом.
Одним из способов, обеспечивающих высокое качество, является
изготовление контрольных приспособлений, при помощи которых принимают
первые детали, изготовленные штампом, а впоследствии и всю продукцию.
Контрольные приспособления для кузовных панелей, как правило, позволяют
устанавливать проверяемую деталь на опорные базы и упоры. Нежесткие
детали сложной формы обычно фиксируют несколькими зажимами. Как правило,
контуры внешней поверхности не проверяют, если они не являются базовыми.
Отклонения размеров штампованных облицовочных деталей от требований
чертежа и их стабильность помимо сложности
конфигурации зависят еще от следующих причин:
принятой технологии (числа операций и их последовательности, качества
металла и т. п.); конструкции штампов (правильности переходов, точности
фиксации деталей, качества изготовления и доводки штампов); мощности и
состояния прессов; состояния штампов и контрольной оснастки во время
эксплуатации (профилактический ремонт и др.); соблюдения всех
дополнительных операций, предусмотренных технологией (смазка листа,
своевременное устранение отходов и т. п.); технического уровня и
культуры производства (точности установки штампов, транспортировки и
хранения изделий, чистоты рабочего места, инструктажа работающих,
производственной дисциплины, требовательности отдела технического
контроля и т. п.).
Оптимальные отклонения на всех кузовных заводах устанавливаются
лабораторией собираемости и сварки кузовов, а затем утверждаются
конструкторами, проектировавшими кузов. Иногда эта договоренность
оформляется в виде специальных карт контроля, которые являются
основанием как для проектирования контрольных приспособлений, так и для
осуществления контроля за качеством изготовления.
ЭТАЛОНЫ
В ряде случаев при определении качества изделия многие признаки не
поддаются ни числовым, ни словесным определениям и возникает
необходимость исключить разночтение технических требований
заинтересованными сторонами. Это главным образом относится к внешнему
виду изделия, а иногда связано с точностью определения признака,
например, оттенка цвета, фактуры поверхности, формы гофры или кромки,
наличия рисок и т. п. или с большим числом признаков качества н
непостоянством их соотношения. Поэтому в дополнение к техническим
условиям утверждаются образцы изделий с наличием предельно допускаемых
отклонений. Эти образцы являются эталонами, с которыми сравнивают
принимаемую продукцию.
В кузовных деталях, где многое определяется внешним видом изделия,
эталоны применяют очень широко; это относится и к деталям и к
материалам, поставляемым смежными предприятиями.
На автомобильном заводе для кузова изготовляются эталоны на штампованные
детали и их «переходы», т. е. штамповки после каждой операции; сварные
узлы и кузов в целом (отделка и окраска); детали отделки сидений и
арматуры.
Эталоны служат для контроля за качеством отделом главного конструктора
(особенно внешнего его вида) и службой ОТК в соответствии с руководящими
техническими материалами на приемку штампов.