ПОДГОТОВКА ШТАМПОВ И КОНТРОЛЬНОЙ ОСНАСТКИ для кабины и оперения АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

ПОДГОТОВКА ШТАМПОВ И КОНТРОЛЬНОЙ ОСНАСТКИ для кабины и оперения АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130



Особенностью подготовки к массовому производству стального кузова является большое количество (свыше 500 наименований) сложных штампов и контрольных приспособлений.

Ввиду сложности формы штампуемых деталей кузовов, невозможно дать полное представление о ней с помощью размеров на чертежах. В связи с этим в дополнение к чертежам на одинаковых с ними правах в производстве кузовов применяют объемные модели деталей, так называемые мастер-модели, изготовленные из дерева или пластмассы. Они изготовлены с точностью до ±0,25 мм и сопряжены между собой для обеспечения собираемости кузова. Большая точность не рациональна, поэтому во всех чертежах на кузовные изделия размеры, определяющие форму, всегда принимаются кратными 0,25 мм.

Помимо контроля качества поверхности и сопрягасмостн отдельных деталей кузова мастер-модели служат также литейными моделями для отливки штампов и копирами для обработки последних на копировально-фрезерных станках. В то же время мастер-модели являются эталоном формы изделия при изготовлении контрольных приспособлений и сборочных стендов. Порядок изготовления мастер-моделей, хранения, проверки, ремонта и пользования ими оговорен в специальной инструкции.

Изготовление кузовных штампов — весьма трудоемкая часть подготовки производства автомобиля. В качестве примера, в табл. 95 приведены некоторые данные по изготовлению инструмента для производства деталей кабины ЗИЛ-130.

 


95. Трудоемкость изготовления штампов для деталей кабины

Изделие

Число штампов и приспособле­ний

Т ру д оемкость изготовления в челове­ко-часах

Масса штампа в кг

Внутренняя нижняя панель передка . ,

9

18 317

59 874

Панель капота        

7

17 320

110 575

Панель облицовки радиатора . .

7

16 542

84 482

 

 

 

Следует отметить, что высокопроизводительные штампы для кабины и оперения спроектированы н изготовлены заводом на высоком техническом уровне и обеспечивают хорошую собираемость кабины и оперения автомобиля ЗИЛ-130.

Учитывая большие трудоемкость и стоимость изготовления кабины и оперения, необходим тщательный контроль за качеством деталей: геометрическими размерами и внешним видом.

Одним из способов, обеспечивающих высокое качество, является изготовление контрольных приспособлений, при помощи которых принимают первые детали, изготовленные штампом, а впоследствии и всю продукцию.

Контрольные приспособления для кузовных панелей, как правило, позволяют устанавливать проверяемую деталь на опорные базы и упоры. Нежесткие детали сложной формы обычно фиксируют несколькими зажимами. Как правило, контуры внешней поверхности не проверяют, если они не являются базовыми.

Отклонения размеров штампованных облицовочных деталей от требований чертежа и их стабильность помимо сложности

конфигурации зависят еще от следующих причин: принятой технологии (числа операций и их последовательности, качества металла и т. п.); конструкции штампов (правильности переходов, точности фиксации деталей, качества изготовления и доводки штампов); мощности и состояния прессов; состояния штампов и контрольной оснастки во время эксплуатации (профилактический ремонт и др.); соблюдения всех дополнительных операций, предусмотренных технологией (смазка листа, своевременное устранение отходов и т. п.); технического уровня и культуры производства (точности установки штампов, транспортировки и хранения изделий, чистоты рабочего места, инструктажа работающих, производственной дисциплины, требовательности отдела технического контроля и т. п.).

Оптимальные отклонения на всех кузовных заводах устанавливаются лабораторией собираемости и сварки кузовов, а затем утверждаются конструкторами, проектировавшими кузов. Иногда эта договоренность оформляется в виде специальных карт контроля, которые являются основанием как для проектирования контрольных приспособлений, так и для осуществления контроля за качеством изготовления.

 

 

 

ЭТАЛОНЫ

В ряде случаев при определении качества изделия многие признаки не поддаются ни числовым, ни словесным определениям и возникает необходимость исключить разночтение технических требований заинтересованными сторонами. Это главным образом относится к внешнему виду изделия, а иногда связано с точностью определения признака, например, оттенка цвета, фактуры поверхности, формы гофры или кромки, наличия рисок и т. п. или с большим числом признаков качества н непостоянством их соотношения. Поэтому в дополнение к техническим условиям утверждаются образцы изделий с наличием предельно допускаемых отклонений. Эти образцы являются эталонами, с которыми сравнивают принимаемую продукцию.

В кузовных деталях, где многое определяется внешним видом изделия, эталоны применяют очень широко; это относится и к деталям и к материалам, поставляемым смежными предприятиями.

На автомобильном заводе для кузова изготовляются эталоны на штампованные детали и их «переходы», т. е. штамповки после каждой операции; сварные узлы и кузов в целом (отделка и окраска); детали отделки сидений и арматуры.

Эталоны служат для контроля за качеством отделом главного конструктора (особенно внешнего его вида) и службой ОТК в соответствии с руководящими техническими материалами на приемку штампов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..