Основные конструктивные параметры сцепления были определены исходя из
компоновки автомобиля, размеров маховика и максимального крутящего
момента двигателя Ме = 41 кгс-м.
Наружный диаметр D ведомого диска сцепления по компоновочным
соображениям был принят равным 342 мм, внутренний диаметр d = 186 мм.
Для фрикционной накладки ведомого диска сцепления из композиции НСФ-2А
(7КФ-34 по ГОСТу 1786—66) коэффициент трения в состоянии поставки ц =
0,32 0,36. Однако стендовые
испытания указанных накладок показывают, что в процессе нагрева их
коэффициент трения падает до 0,27. Поэтому расчетный коэффициент трения
накладок был принят равным 0,25. Кроме того, были приняты: расчетный
коэффициент запаса сцепления р = 1,8 и расчетный момент трения сцепления
Мс = 74 кгс-м.
Для более равномерного распределения нажимной силы по рабочей
поверхности диска число нажимных пружин в сцеплении автомобиля ЗИЛ-130
выбрано равным 16.
Нажимная пружина
Нажимная пружина рассчитывалась по принятым в машиностроении формулам,
причем напряжения в ней определялись с учетом кривизны витка (параметры
пружины см. в табл. 9).
В результате расчета были получены следующие величины:
Сила одной нажимной пружины в кгс при:
сжатии до соприкосновения витков........94,3
Полученные в результате расчета рабочие напряжения в пружине находятся в
допускаемых пределах. Действительно, испытания сцепления на стендах и
автомобилях ЗИЛ-130, а также опыт их эксплуатации показывают, что
нажимные пружины работают надежно; случаев поломок пружин не отмечалось.
Окончательно, с учетом возможностей производства,
установлено, что при длине пружины 45 мм сила сжатия должна быть в
пределах:
Р1 min = 64 кгс и Рх mах = 72 кгс.
Фрикционная накладка
После определения параметров грузовой характеристики нажимной пружины
можно найти значения давления на фрикционную накладку, соответствующие
максимальной и минимальной силе нажимной пружины. Давление на
фрикционную накладку находится в пределах 1,58—1,78 кгс/см2 и не
превышает допускаемой величины (2 кгс/см2).
Ступица ведомого диска
При передаче крутящего момента двигателя Ме — 41 кгс-м в шлицевом
соединении ступицы ведомого диска возникают напряжения смятия Осм = 230
кгс/см2 и среза тср = 100 кгс/см2.
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения сил по рабочим
поверхностям шлицев, принят равным 0,8.