ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ИСХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130 И ЕГО
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ОБЩАЯ КОМПОНОВКА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
В техническом задании заводу предлагалось разработать проект двухосного
грузового автомобиля с приводом на заднюю ось грузоподъемностью 4 т при
эксплуатации на различных автомобильных дорогах. Грузоподъемность
автопоезда с этим автомобилем при движении по дорогам с
усовершенствованным покрытием задавалась равной 9—10 т.
При проектировании необходимо было предусмотреть создание на базе
основных агрегатов шасси грузового автомобиля ЗИЛ-130 автомобиля-тягача
ЗИЛ-130А с номинальной грузоподъемностью 4 т для систематической работы
с прицепом той же грузоподъемности по дорогам с усовершенствованным
покрытием; седельного тягача ЗИЛ-130В для буксировки полуприцепов общей
массой 10,5 т по дорогам с усовершествованным покрытием и шасси
самосвала ЗИЛ-130Д грузоподъемностью 4,5 т для работы с экскаватором на
строительных площадках.
Создание этого семейства автомобилей в большой степени зависело от
правильно выбранных параметров и конструкции двигателя, а также шасси
базового автомобиля.
Впоследствии грузоподъемность автомобилей ЗИЛ-130 с бортовыми
платформами при эксплуатации на всех дорогах (кроме грунтовых) была
принята равной 5 т с одновременным увеличением грузоподъемности прицепа
до 5 т. Соответственно для работы на дорогах с усовершенствованным
покрытием грузоподъемность как автомобиля, так и прицепа была доведена
до 6 т, что существенно увеличивало производительность автопоездов с
тягачами ЗИЛ-130.
При полной массе автопоезда с тягачом ЗИЛ-130, колеблющейся в пределах
14,5—19,5 т (с учетом эксплуатации по дорогам с усовершенствованным
покрытием), удельная мощность должна составлять 7,6—10,2 л. с./т. Этому
требованию соответствовал V-образный восьмицилиндровый двигатель с
рабочим объемом 6 л и мощностью 148 л. с. при частоте вращения
коленчатого вала 3100 об/мин.
Увеличение производительности автомобилей ЗИЛ
нового семейства обусловливается повышением их скоростей движения и
грузоподъемности по сравнению с соответствующими параметрами ранее
выпускавшихся автомобилей. Максимальные скорости движения автомобилей
ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 находились в пределах 65—75 км/ч, а максимальная
скорость автопоезда с тягачом ЗИЛ-130 составляет 80—85 км/ч. Вследствие
роста максимальной скорости существенно (иногда до 2 раз) повысилась и
средняя скорость движения.