Основными требованиями, предъявляемыми к автомобильным сцеплениям,
являются: чистота выключения и надежность работы; простота и
технологичность конструкции; простота обслуживания; минимальная масса.
Выполнение всех этих требований зависит, в основном, от числа ведомых
дисков в сцеплении.
Наибольшей простотой конструкции и наименьшей массой обладают
однодисковые сцепления, обслуживание которых требует наименьших затрат.
Однодисковое сцепление имеет меньший момент инерции по сравнению с
двухдисковым, что положительно сказывается на долговечности деталей
коробки передач. Чистота выключения сцепления, в значительной степени
влияющая на срок службы синхронизаторов коробки передач, в однодисковых
сцеплениях достигается без применения каких-либо дополнительных
устройств.
Условия охлаждения деталей в однодисковых сцеплениях лучше, чем в
двухдисковых. Невозможность отвода достаточного количества тепла от
среднего ведущего диска в двухдисковых сцеплениях приводит к более
жесткому тепловому режиму накладок сцепления, что, в свою очередь,
вызывает интенсивный износ накладок, работающих в паре со средним
ведущим диском.
Вследствие указанных выше преимуществ однодисковые сцепления в настоящее
время получили наибольшее распространение.
При проектировании автомобиля ЗИЛ-130 и его модификаций была принята
однодисковая конструкция сцепления (рис. 1).
Это позволило при установке на автомобиле ЗИЛ-130 двигателя с крутящим
моментом 41 кгс-м иметь однодисковое сцепление массой 20,5 кг. Масса
двухдискового сцепления автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164, на которые
устанавливался двигатель с крутящим моментом 34 кгс-м, также составляла
20,5 кг.